Реклама — информация, которая распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).
Заметим, что правовое регулирование рекламы осуществляется в целях:
защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение,
предотвращения рекламы, способной нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. В ФЗ «О рекламе» закреплены основные условия рекламы:
реклама должна быть правомерной,
реклама не должна наносить вред нравственному здоровью общества, порождать агрессию и насилие, пропагандировать войну или национальную рознь,
реклама не должна призывать к нарушению экологических норм,
реклама должна быть непосредственно распознаваема, т. е. понятна без применения каких-то особых знаний или технических средств,
реклама должна вестись преимущественно на русском языке или языке народа, проживающего в РФ,
реклама товаров, подлежащих сертификации, должна быть сопровождена пометкой «подлежит обязательной сертификации».
Федеральный закон «О рекламе» распространяется на (ст. 2 ФЗ «О рекламе»):
политическую рекламу,
информацию, раскрытие либо распространение или доведение до потребителя которой считается обязательным в соответствии с федеральным законом,
справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве существенной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой,
сообщения органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой,
вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера,
объявления физических лиц и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности,
информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке,
любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару,
упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. В рекламе товаров при дистанционном способе их продаже должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилия, имя, отчество, главный государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 8 ФЗ «О рекламе»). В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых считается приобретение определенного товара, должны быть указаны:
сроки проведения такого мероприятия,
источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 ФЗ «О рекламе»).
Кроме того, саморегулируемой организацией в области рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением (ст. 31 ФЗ «О рекламе»). В соответствии со ст. 32 ФЗ «О рекламе» эти организации имеют право:
представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,
участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел,
обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты,
принимать в отношении своих членов меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации,
разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в области рекламы,
осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов организации в части соблюдения требований законодательства и профессиональной этики,
рассматривать жалобы на действия членов организации,
разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию,
осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов,
осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.
Следует отметить, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, в том числе:
предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе,
возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Антимонопольный орган вправе также:
выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе,
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства,
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы,
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству о рекламе нормативных и ненормативных правовых актов,
применять меры ответственности,
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции.
Решения, предписания антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня вынесения решения, предписания.
Кроме того, нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.