Правовое регулирование деятельности кредитных организаций

К числу основных направлений административно-правового регулирования деятельности кредитных организаций относятся: осуществление Банком России государственной регистрации, лицензирования деятельности кредитных организаций, анализа систематически направляемой отчетности, проведение контрольно-надзорных мероприятий, выявление нарушений в деятельности, привлечение нарушителей к ответственности, отзыв лицензии, участие в процедуре банкротства и ликвидации и пр.

Реализация административных полномочий Банком России позволяет обеспечить институциональные основы банковской деятельности, а именно:

  • создать систему финансово устойчивых кредитных организаций,
  • обеспечить соблюдение ими установленных нормативными актами экономических показателей, нормативов и резервных требований в целях бесперебойного осуществления банковской деятельности,
  • систематически осуществлять контрольно‑надзорные функции в отношении финансовой стабильности кредитных организаций и легитимности осуществляемой ими деятельности,
  • привлекать к ответственности за нарушение (ненадлежащее исполнение) требований действующего законодательства (вплоть до отзыва со- ответствующей лицензии и ликвидации кредитной организации).

Являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов в соответствии со ст. 56 Закона о Банке России, а также инструкций ЦБ РФ от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Целям совершенствования банковского надзора, в том числе на основе лучшего понимания и оценки таких аспектов деятельности кредитной организации, как финансовая устойчивость (состояние капитала, качество активов, доходность, ликвидность), корпоративное управление (включая организацию систем управления рисками и внутреннего контроля, стратегическое планирование), прозрачность структуры собственности, структура группы, в которой кредитная организация является головной организацией или участником, служит институт кураторов кредитных организаций, введенный Положением о кураторах кредитных организаций, утвержденным ЦБ РФ 07.09.2007 № 310-П.

Проведение проверок кредитных организаций преследует в первую очередь цель поддержания финансовой устойчивости кредитных организаций, которая, по мнению представителей экономической науки, представляет собой наиболее емкий, концентрированный показатель финансового состояния, отражающий степень безопасности вложения средств в компанию.

Для успешного управления ею необходимо четко представлять ее сущность, которая, по нашему мнению, заключается в обеспечении стабильной платежеспособности за счет достаточной доли собственного капитала в составе источников финансирования. Это делает банк независимым от внешних негативных воздействий, в том числе обеспечивается независимость от кредиторов и тем самым снижается возможный риск банкротства.

Определяющую роль в обеспечении финансовой устойчивости и стабильности банковского сектора играет деятельность регулятора банковской системы, который устанавливает основные экономические показатели деятельности кредитных организаций, порядок их соблюдения, контроль за исполнением и ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленных требований.

Основу финансовой устойчивости кредитных организаций составляют экономические стандарты (показатели) деятельности кредитных организаций, обязательные экономические нормативы, резервные требования.

Административные полномочия Банка России являются тем самым механизмом, «рычагом», способным «привести в действие» банковскую систему, обеспечить надлежащий характер деятельности и исключение из банковской системы недобропорядочных участников.

Очевидно, что административно-правовое регулирование банковской деятельности осуществляется не только Банком России.

Поскольку «финансовая деятельность государства в сфере организации и функционирования банковской системы прежде всего связана с регламентацией деятельности Банка России, Внешэкономбанка, других субъектов банковской системы, если это связано с охраной или защитой публичных интересов», административно-правовыми полномочиями в рассматриваемой области наделены также Минфин России, ФНС России, ФТС России, Агентство по страхованию вкладов, Росфинмониторинг и другие государственные структуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: