Правовое регулирование бюджетных ассигнований

Расходы бюджетов осуществляются посредством закрепленных форм (бюджетных ассигнований). Под бюджетными ассигнованиями пони- маются предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ).

При этом бюджетные ассигнования предусматриваются в нормативном правовом акте органов государственной власти и местного самоуправления с установлением объема выделяемых средств в расчете на финансовый год, с указанием конкретного получателя и целевой направленности.

Видами бюджетных ассигнований являются:

  • оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, включая ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд,
  • социальное обеспечение населения,
  • предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями,
  • предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг,
  • предоставление межбюджетных трансфертов,
  • предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права,
  • обслуживание государственного (муниципального) долга,
  • исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Классифицируя бюджетные ассигнования в зависимости от объекта направления средств, можно выделить следующие.

1. Финансирование государственных (муниципальных) услуг. К бюджетным ассигнованиям на указанные цели относятся ассигнования:

  • на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам,
  • предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания,
  • предоставление субсидий некоммерческим организациям (не являющимся государственными, муниципальными учреждениями), в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам,
  • осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности,
  • закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:
  • оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам,
  • разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа,
  • закупки товаров в государственный материальный резерв.

Включенные в данную группу ассигнования осуществляются на основании государственного задания. Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами. В государственном задании содержатся показатели, характеризующие качество, объем и порядок оказания государственной услуги, порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения, требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Формирование федерального государственного задания осуществляется при составлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете в отношении:

  • федеральных казенных учреждений — главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых они находятся,
  • федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Для автономного государственного и муниципального учреждения государственное задание является обязательным. Государственное задание федерального автономного учреждения устанавливается с учетом потребности в соответствующих услугах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, сданного в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества, показателей выполнения государственного задания в отчетном финансовом году, объемов бюджетных ассигнований. Государственное задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам содержит:

  • определение категории физических и (или) юридических лиц, являющихся
  • потребителями соответствующих услуг,
  • порядок оказания услуг,
  • предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами, если предусмотрено их оказание на платной основе.

2. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений. Оно включает:

  • оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (контрактами),
  • оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

3. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с государственными программами РФ, государственными про- граммами субъекта Федерации, муниципальными программами, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполни- тельного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности реализуются: путем принятия долгосрочных целевых программ, сроки реализации которых определяются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке, в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими правила в сфере бюджетных инвестиций.

Например, постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 «Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы».

В зависимости от субъектов предоставления бюджетные ассигнования имеют следующие направления.

1. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг. Такие субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Что касается порядка предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, то он предусматривается законом субъекта РФ о бюджете субъекта Федерации, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Субсидии из местного бюджета предусматриваются решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Названные нормативные правовые акты определяют:

  • категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются субсидии,
  • цели, условия и порядок предоставления субсидий,
  • порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

2. Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями. В бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии государственным корпорациям и государственным компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а закон субъекта РФ о бюджете субъекта Федерации и решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматривать субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

3. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Планируемые бюджетные инвестиции утверждаются законом (решением) о бюджете путем включения в закон (решение) о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований. Основанием предоставления является заключение договора между

Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом. Участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.

Порядок осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом, установлен ст. 83 БК РФ. Закон либо иной нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Так же при необходимости должен быть закреплен порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения со- ответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете:

  • при наличии источников дополнительных поступлений в бюджет,
  • при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Распределение бюджетных ассигнований осуществляется на основании ведомственной структуры расходов бюджета по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и не- программным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: