Правовое положение аграрных хозяйственных обществ

Хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества) в сельском хозяйстве, как и товарищества на вере, появились в российской аграрной экономике в период осуществления аграрной реформы.

Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный  капитал  которого  разделен  на  доли,  участники    общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и   несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в  пределах   стоимости принадлежащих им долей (ст. 87 ГК РФ).

Согласно ст. 96 ГК РФ акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество, акции которого распространяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Общество, акции которого свободно обращаются на рынке и могут распространяться по открытой подписке, является открытым (ОАО). 

Правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью помимо Гражданского кодекса РФ регулируется, соответственно,  федеральными законами от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Применительно к аграрным  хозяйственным обществам  в обоих названных  Законах имеются оговорки.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации таких обществ в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами.

В п. 4 ст. 1 Закона «Об акционерных обществах» формулировка несколько иная: «Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами».

Таким образом, получается, что федеральные законы должны определить особенности статуса любых аграрных обществ с ограниченной ответственностью, как вновь создаваемых, так и реорганизованных, и акционерных обществ, созданных в порядке реорганизации в период аграрной реформы.

Исходя из буквального толкования приведенной нормы Закона «Об акционерных обществах»,  вновь создаваемые акционерных общества в сельском хозяйстве ничем не отличаются от акционерных обществ, действующих в других отраслях экономики, и для них специальный федеральный Закон не нужен. Но это, конечно, неудачная формулировка.

Как справедливо замечает З.С. Беляева, «правовая организация обществ не зависит от отраслей народного хозяйства, однако отдельные особенности имеются». Поэтому специальные правовые нормы об аграрных хозяйственных обществах просто необходимы, однако они не обязательно должны быть в особых законах.

Более целесообразно было бы отразить эту специфику в общих  Законах «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Учредительным документов хозяйственных обществ является устав, который должен  содержать определенный набор сведений, характеризующих само общество и внутренние отношения между его участниками или акционерами.

В уставе должны определяться наименование общества, место его нахождения, размер уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов).

В уставе акционерного общества должны также содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве, о правах акционеров.

В уставе должны также содержаться иные сведения, предусмотренные соответственно Законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Так, ранее устав ООО также должен был предусматривать сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества.

После вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. это делать не обязательно, а, следовательно, не нужно  вносить изменения в устав каждый раз, когда меняется состав участников общества или размер (стоимость) их долей.

Согласно новой редакции Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» уставом ООО может быть  ограничено право участника на выход из общества (точнее – введен запрет на такой выход), а также должны быть данные о порядке и последствиях выхода участника из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом.

Закон от 30 декабря 2008 г. предусматривал, что  уставы и учредительные договоры обществ, созданных до вступления в силу данного закона, применяются в части, не противоречащей вышеуказанным законодательным актам, а обществам было предписано привести свои уставы в соответствие сданным Законом до 1 января 2010 года.

Однако,  Федеральным законом от 17 декабря 2009 г.  N 310-ФЗ  было установлено, что  уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г., подлежат приведению в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом об «Об обществах с ограниченной ответственностью» при первом изменении уставов таких обществ.

Ранее хозяйственные общества создавались на базе колхозов и совхозов, их участниками становились члены (работники) данных организаций, а уставный капитал формировался за счет полученных в процессе реформы имущественных паев, а иногда и земельных долей.

По мнению З.С. Беляевой, эту особенность надо отразить в законодательстве, равно как и другие: дифференциацию прав общества на земельные доли, переданные ему участниками на разных правовых основаниях (в аренду, в качестве вклада в уставный капитал и т.д.), наличие в составе имущества неделимого фонда, если он был создан при реорганизации сельскохозяйственного предприятия, оказание содействия участникам в ведении личного подсобного хозяйства.

Законодательством установлен минимальный размер уставного капитала: для  общества с ограниченной ответственностью и ЗАО (10 тыс. рублей), для  акционерных обществ открытого типа соответственно – 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на дату создания общества (10 000 рублей),  для унитарных государственных предприятий (казенных заводов) -1000 МРОТ (1 000 000 рублей).

При этом для рассматриваемых случаев МРОТ принимается равным 100 рублям (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда»).

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. В период между общими собраниями общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), а руководство текущей деятельностью – единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор).

Одновременно с единоличным исполнительным органом может быть создан  коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Функции единоличного органа могут быть переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).Общее собрание акционеров правомочно, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

Решение общего собрания принимается большинством голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, если для принятия решения законом не установлено иное. Голосование на общем собрании осуществляется по принципу одна голосующая акция общества один голос, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Управление в обществах с ограниченной ответственностью имеет много общего с управлением в акционерных обществах. Здесь тоже высшим органом управления является общее собрание участников. Кроме того, также создаются совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и другие), наряду с которым может быть создан и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и другие). Порядок избрания, функции и полномочия названных органов во многом совпадают с функциями аналогичных органов в акционерных обществах.

Закон также определяет, что уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть также лицо, не являющееся участником общества.

Не могут быть членами ревизионной комиссии (ревизором) члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции его единоличного исполнительного органа, и члены коллегиального исполнительного органа общества.

Функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено его уставом, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор.

Как и в акционерном обществе, в обществе с ограниченной ответственностью также возможно проведение общего собрания участников в форме заочного голосования (опросным путем).

Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных законом. Уставом общества может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества (по единогласному решению участников общества).

В таком же порядке осуществляется изменение или исключение соответствующих положений устава общества.

Решение о распределении прибыли (части прибыли) общества между его участниками  принимается общим собранием участников общества. Если иное не предусмотрено уставом общества, прибыль распределяется пропорционально долям участников уставном капитале общества.

Решение общего собрания о внесении в устав положений об ином («непропорциональном») порядке распределения прибыли между участниками общества, а также об изменении и исключении таких положений устава должно быть принято участниками общества также  единогласно.

Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты (денежными средствами или иным имуществом) по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров.

Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания. Если уставом срок выплаты дивидендов не определен, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов.

Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор. Если число акционеров превышает 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью в сельском хозяйстве были основными формами, в которые преобразовывались  сельскохозяйственные предприятия в процессе аграрной реформы, что было обусловлено действовавшим в то время законодательством.

Однако многие ученые и практические работники считают, что эта организационно-правовая форма все же не совсем подходит для осуществления сельскохозяйственного  производства, поскольку она отнюдь не предполагает обязательное личное трудовое участие в ведении хозяйства, хотя и не исключает его. Акционеры в ЗАО или участники ООО вполне могут быть одновременно и работниками этих обществ.

Важно другое – хозяйственные общества по сути своей являются объединениями капиталов, а не лиц и для многих сельских жителей  статус этих обществ не вполне понятен. Может быть по этой причине, как только появилась реальная возможность вернуться к кооперативной форме ведения сельскохозяйственного производства, многие аграрные общества преобразовались в производственные кооперативы.

Однако в случаях, когда на село приходит инвестор, напротив, происходит процесс преобразования обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ в открытые акционерные общества. Как справедливо отмечает В.Я. Узун, рост численности аграрных ОАО «вряд ли можно объяснить только факторами эффективности. Здесь очевидно также влияние крупного российского бизнеса, который готов вкладывать деньги в привычные для него формы хозяйствования».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: