1. Право природопользования
2. Право общего использования
3. Комплексное природопользование
Использование природной среды находится в доступе для всех, то есть не запрашивает в каждом специальном случае какого-либо санкционирования со стороны государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование, связано сбытом общего права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое использование природными объектами создается непосредственно из законов или других нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев делаются пределы и условия общего использования природными ресурсами.
Публичные сервитуты могут назначаться, в частности, для:
- прохода или проезда через земельный участок,
- определения земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и иных линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры,
- расположение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним,
- проведения дренажных работ на земельном участке, забора воды и водопоя,
- прогона сельскохозяйственных животных по земельному участку, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, предназначения земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке, соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.
Закон РФ «О недрах» также утвердил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных погодий имеют право, на свой взгляд, в их границах делать добычу общераспространенных полезных ископаемых и постройке подземных сооружений для себя на глубину до пяти метров, а также непосредственно устройство и использование бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 7). Закон при этом обсуждаются требование о том, чтобы имеющийся среди всех полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений делались без участия взрывных работ.
Земельный кодекс РФ также предоставляет, возможность пользования собственниками земельных участков и землепользователями в каком либо другом порядке для личных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. ст. 40, 41). Кодекс Достаточно раскрыт и доступно право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.
Лесной кодекс РФ обширно рассказывает о пребывание граждан в лесах: граждане имеют право без ограничений и бесплатно находиться в лесах и для личных нужд иметь заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. В этом случаи нужно соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной техники безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Нахождение граждан в лесах может быть ограничено в качестве обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при проведении работ. Ограничение нахождения граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьи 11 Лесного кодекса РФ, не предусмотрены.
Общее использование воды традиционно предназначено российским водным законодательством. Этот вид водопользования взаимосвязан с выделяемыми Водным кодексом РФ водными объектами общего пользования. Согласно статье 6 Кодекса поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяются водными объектами общего пользования, то есть общественными водными объектами, если другое не предусмотрено Кодексом. В виду этого, каждый гражданин имеет право доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно применять их для личных и бытовых нужд. Применив водных объектов общего пользования издается в соответствии с требований охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ. Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд предоставляются органами местного самоуправления.
Законодательством РФ и субъектов РФ на водных объектах общего назначения должны быть запрещены изъятие) водных ресурсов для целей водного и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, предназначение маломерных судов, водных мотоциклов и иных технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также другие запреты.
Право общего использования водными биоресурсами диктуется ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в соответствии к любительскому и спортивному рыболовству. Любимое занятие всех мужчин рыболовство выполняется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если другое не было прописано законом. В виду этого любительское и спортивное рыболовство может использоваться, как с условием отдачи выловленных водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, рыбалка используется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.
Таким образом, определяя право общего природопользования, законодательство ставит в рамки его пределы, взаимосвязанными с удовлетворением при этом личных нужд.
Специальное предназначение землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно тесно взаимосвязано с более существенным, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. В виду этого, было предначертано специальное природопользование, которое имеет при себе ряд юридически значимых индивидуальностей. Например, оно используется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и его описываем так, что требует обособления определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.
Специальное природопользование специализируется в формах:
- комплексного природопользования,
- специального пользования водами, недрами, объектами животного
- мира, другими природными ресурсами.
Особо важное введения комплексного природопользования обозначено тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в использование применяемых в большей или меньшей степени разные ресурсы либо на них оказывается влияние.
Комплексным природопользованием имеется ввиду направленность на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов,истребление отходов в одну или несколько сред и др.), используется с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду), а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением иных условий, предлагаемых лицензией (разрешением).
В виду этого, отдельные природные ресурсы земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, применяются в специальное природопользование для применения предпринимательской деятельности. Поэтому, право индивидуального природопользования происходит на основании разрешений, лицензий, договоров, диктуемых в рамках определенных в законодательстве процедур и в ситуациях, предусмотренных законом, также и договора.