Для вовлечения государственного и муниципального имущества в хозяйственный оборот оно закрепляется за государственными и муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право хозяйственного ведения представляет собой ограниченное вещное право юридических лиц, производное от права собственности, по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.
Право хозяйственного ведения было впервые введено в хозяйственный оборот Законом РФ от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Основы современного правового режима хозяйственного ведения закреплены в главе 19 ГК РФ и в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (с изм. и доп.).
Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится «распределенным», обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной хозяйственной деятельности и имущественной ответственности предприятия.
Разграничение полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятиямежду федеральными органами исполнительной власти утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. №739 (с изм. и доп.).
Указанным Постановлением полномочия разграничены между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики.
Согласно закону, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях, государственное или муниципальное предприятие, действующее на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Права унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.В соответствии с пунктами 1,2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием, а также в результате приобретения унитарным предприятием имущества по договору или иному основанию.
Правомочие владения реализуется предприятием путем закрепления переданного имущества на самостоятельном балансе.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях, право на имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию.
Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента регистрации данного права в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр). Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.
Однако следует отметить, что у собственника нет права изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкции за неправомерное поведение предприятия. На это было обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В пункте 40 Постановления отмечается, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать и передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Собственник не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия унитарного предприятия (п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Государственные и муниципальные унитарные предприятия пользуются всеми предоставленными законом собственнику правами на судебную защиту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в соответствии со ст.65 ГК решением арбитражного суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами).
Основания признания унитарного предприятия несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов за счет его имущества устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).