Федеральные государственные нужды — это потребности РФ в продукции, которая необходима для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ. Поставка продукции для государственных нужд осуществляется путем заключения с предприятиями, учреждениями, организациями государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд.
Для осуществления поставок продукции для государственных нужд совершаются следующие действия:
Правительство РФ утверждает перечень государственных заказчиков продукции,
определяется государственный заказчик, которым может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение,
размещаются заказы на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов, аукционов),
государственные заказчики обеспечиваются финансовыми средствами в объеме, который устанавливается федеральным бюджетом,
государственные заказчики являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечению федеральных государственных нужд,
Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.
Целями поставки продукции для федеральных государственных нужд являются:
поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства,
-обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств РФ,
создание и поддержание государственных материальных резервов РФ,
реализация федеральных целевых программ.
Поставки продукции для государственных нужд обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников, которые привлекаются для этих целей. Федеральные государственные нужды и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
Кроме того, при поставке продукции для федеральных государственных нужд устанавливаются обязательные условия:
соответствие указанной продукции действующим стандартам,
поставка только российских товаров.
В государственном контракте на поставку продукции для федеральных государственных нужд:
определяются права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд,
регулируются отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта,
может быть предусмотрен контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Поставщики продукции, предприятия, выполняющие работы и оказывающие услуги для федеральных государственных нужд, определяются путем проведения конкурса. Конкурс может быть:
открытым,
закрытым,
обычным,
двухэтапным. Наиболее распространенным считается обычный открытый конкурс.
Стадии конкурса для определения поставщика продукции для федеральных государственных нужд:
опубликование в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса,
направление обратившимся кандидатам информации о планируемых поставках для федеральных государственных нужд с описанием условий поставки, предлагаемых государственным заказчиком,
получение предложений от кандидатов по организации поставок,
оценка поступивших предложений,
выбор победителя конкурса,
заключение с победителем конкурса государственного контракта. Для того чтобы принять участие в конкурсе, к кандидатам предъявляются специальные требования:
они должны обладать необходимыми производственными мощностями и иными возможностями для выполнения государственного заказа,
они должны быть российскими предприятиями (допуск к конкурсу иностранных предприятий возможен в исключительных случаях — при отсутствии производства указанного рода продукции в РФ или нецелесообразности такого производства),
в случае представления недостоверной информации кандидаты могут быть отстранены от участия в конкурсе. Поставщики вправе требовать от организатора открытого конкурса разъяснения конкурсной документации. Организатор открытого конкурса должен ответить на запросы поставщиков, полученные до истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе о разъяснениях положений конкурсной документации. Организатор открытого конкурса должен направить поставщикам разъяснение положений конкурсной документации в установленные сроки.
При рассмотрении предложений конкурсантов ведется протокол проведения конкурса, в котором указываются:
краткое описание поставляемых товаров,
наименование и адреса участников конкурса,
перечень участников конкурса, которые не прошли предварительный отбор,
цены товаров, предложенные участниками конкурса,
наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров,
основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе,
причины, по которым государственный контракт не заключен.
Победителем по результатам конкурса определяется участник, предложивший лучшие условия поставки. Организатор открытого конкурса обязан опубликовать в СМИ информацию о результатах открытого конкурса — о наименовании победителя открытого конкурса, наименованиях поставляемых им товарах и ценах поставляемых товаров.
Закрытый конкурс проводится в случаях, когда:
предметом государственного контракта являются поставки товаров для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну,
технически сложные товары производятся ограниченным числом поставщиков. При закрытом конкурсе объявление в СМИ о его проведении не публикуется, а конкурсные материалы направляются непосредственно заранее отобранным конкурсной комиссией кандидатам.
При двухэтапном конкурсе с его участниками предварительно проводятся переговоры, конкретизируются условия, после чего проводится второй этап — непосредственно конкурс.
Контроль за проведением конкурса на поставку продукции для федеральных государственных нужд осуществляет государственный орган, уполномоченный Правительством РФ.