1.Страховой стаж
2.Трудовой стаж
3.Реформа пенсионного законодательства
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительством РФ 07.08.1995 была одобрена Концепция реформы пенсион-ной системы в РФ.
Реализация данной Концепции началась с принятия Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Согласно этому Закону в пенсионное законодательство был введен новый термин — «страховой стаж». Сутью пенсионной реформы, основной этап которой начался с 01.01.2002, стало создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и установления размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Этот объем зависит от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что определяется путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.
Согласно принятым в рамках проводимой пенсионной реформы Законам о пенсионном обеспечении, об обязательном пенсионном страховании, о трудовых пенсиях приоритетным при определении размера пенсий является страховой стаж.
Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности на территории РФ застрахованного в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а так-же иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из этого определения следует, что если трудовая деятельность не осуществляется по объективным причинам (безработица, обучение в средних специальных и высших учебных заведениях и др.), то зачет этих периодов в страховой стаж не производится.
В соответствии со ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, а также за пределами территории РФ, если это предусмотрено законодательством РФ или между-народными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсион-ном страховании. Данная статья закрепляет, что граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории РФ, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за себя.
Трудовой стаж в соответствии со ст. 2, 20 Закона о пенсионном обеспечении — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан, которая засчитывается в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Трудовой стаж — один из юридических фактов, который влечет за собой определенные правовые последствия. Любые виды деятельности на общественных началах без оплаты в трудовой стаж не засчитываются. Лишь в исключительных, прямо предусмотренных в законе случаях в трудовой стаж могут включаться периоды перерывов в общественно-полезной деятельности, даже неоплачиваемые.
Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).
Реформа пенсионного законодательства внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, существенно снизив значение трудового стажа для 52 получения отдельных видов социального обеспечения, ужесточив порядок его исчисления. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других его размер, в третьих и то и другое.
Страховой (трудовой) стаж имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость от участия граждан в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт страхового (трудового) стажа.
Регулирующие его нормы составляют самостоятельный институт права социального обеспечения. При этом следует иметь в виду, что страховой (трудовой) стаж тесно связан с другими отраслевыми институтами. Так, страховой (трудовой) стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот (например, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Необходимо отметить, что в связи с проводимой реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, который долгое время являлся ведущим (прежде всего в пенсионных отношениях), утратил свое былое значение. Его заменил институт страхового стажа. Однако эта замена происходит постепенно (до 2013 г.), без снижения накопленных прав как у лиц, уже получивших пенсии, так у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства.
К периодам, засчитываемым в страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности относятся:
- период прохождения срочной военной службы, а так-же другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности,
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности,
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства,
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке,
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Перечисленные выше периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы.
Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа календарно, т.е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие: данные периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд.
Таким образом, включение в страховой стаж периодов, во время которых не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, позволяет страховой стаж дифференцировать и выделить в нем смешанный страховой стаж, т.е. когда одновременно учитываются как чисто страховые периоды, так и нестраховые.