Деятельность по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений представляет собой процесс получения, обработки и использования информации. От достоверности, качества, своевременности получения информации, уровня информационной обеспеченности во многом зависит результат расследования, законность и обоснованность принимаемых по делу решений.
Уголовная регистрация преступников использовалась со времен организации борьбы общества с преступностью. Первоначально применялись клеймение и калечение преступников. В XIX столетии в целях регистрации преступников начали применять сигналетическую фотографию, «бертильонаж», а затем и дактилоскопирование. В настоящее время широко используются современные информационные и компьютерные технологии.
Криминалистические учеты представляют собой информационные базы (ресурсы), предназначенные для выполнения задач по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Кроме того, криминалистические учеты позволяют выполнять задачи в административной и иной деятельности правоохранительных органов.
Криминалистические учеты – это урегулированная законом информационная система правоохранительных органов, предназначенная для сосредоточения и предоставления органам дознания, следствия и суду необходимых значимых сведений для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
Криминалистические учеты – это не только система материальных объектов, но и процедура сбора информации как функционирующая система. Сколько существует объектов учета столько необходимо существует и видов учета. С появлением нового объекта регистрации возникает и новый самостоятельный вид учета. Каждый криминалистический учет отличается от другого учета учитываемыми данными, способами и формами их сосредоточения и систематизации, но все они объединены единством целей функционирования, определенной организацией и наличием связей между элементами. Все учеты создают единую взаимосвязанную, целостную систему, которая называется криминалистической регистрацией.
Криминалистическая регистрация – это система криминалистических учетов определенных объектов – носителей информации, используемая для раскрытия и расследования преступлений. Существует мнение, что криминалистическая регистрация представляет собой систему научных положений, соответствующих технических средств и методов, применяемых в целях информационного обеспечения и сопровождения процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Общей целью всех учетов, а значит и криминалистической регистрации в целом является информационное криминалистическое обеспечение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Задачами криминалистической регистрации являются:
- сбор, накопление и систематизация криминалистической значимой информации,
- обеспечение условий идентификации объектов с помощью учетных данных,
- содействие розыску объектов, данные о которых содержатся в криминалистических учетах,
- предоставление в распоряжение оперативно-розыскных, следственных и судебных органов необходимой доказательственной, ориентирующей и справочной информации.
Принципы работы с криминалистической информацией: достоверность, надежность, полнота, оперативность и автоматический режим обработки, защита от несанкционированного проникновения в массивы учетов.
К объектам, подлежащим учету относятся:
- люди (известные – объявленные в розыск, арестованные, задержанные, лица, представляющие оперативный интерес, без вести пропавшие, неизвестные – преступники, скрывшиеся с мест совершения преступления, психически больные и дети, личность, которых не установлена и т.п.),
- трупы, личность которых не установлена,
- предметы (утраченное и выявленное огнестрельное нарезное оружие, похищенные вещи, угнанные автомобили и т.д.),
- следы (следы пальцев рук, ног с мест нераскрытых преступлений),
- документы (поддельные документы, денежные знаки и ценные бумаги и др.),
- нераскрытые преступления.
Сущность криминалистического учета заключается в установлении групповых и индивидуальных признаков учитываемых объектов, их регистрации и систематизации в соответствии с ведомственными нормативными актами и научно разработанной классификацией, обеспечивающих быстрое отыскание нужной информации.
Различают следующие способы регистрации информации:
- описательный письменная фиксация сведений, признаков объекта, подлежащего регистрации,
- дактилоскопический фиксация папиллярных узоров пальцев рук живых лиц и трупов в виде их отпечатков на специальных бланках,
- изобразительный фиксация признаков объекта, подлежащего учету, с помощью средств и методов фотографии, видеозаписи, зарисовки изображений и иным путем (например, с помощью ЭВМ),
- коллекционный собирание и хранение объектов в натуре,
- смешанный применение нескольких способов фиксации объектов в различных комбинациях.
При регистрации объектов их признаки фиксируются по определенной системе и таким образом формируются информационные массивы. Соответственно этому различают формы ведения учета: картотеки, журналы, фото- альбомы, видеотеки, коллекции, базы данных (АБД – автоматизированные базы данных, АИПС автоматизированные информационно-поисковые системы).
По способу обработки информации различают: ручной, механизированный и автоматизированный способы. Ручной способ связан, как правило, с бумажными носителями (картотеки, журналы). Механизированный способ предполагает использование инструментальных разработок. В настоящее время широко используются автоматизированные (компьютерные) технологии.
В зависимости от территориальности, охвата обслуживаемой территории все учеты можно подразделить на три группы:
Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном Информационном Центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) и охватывают регистрацией всю территорию России.
Местные (региональные) учеты ведутся в пределах республики или области в соответствующих зонально-информационных, информационных центрах (ИЦ ГУ МВД), экспертно-криминалистических управлениях (ЭКЦ ГУ МВД).
Централизованно-местные учеты предполагают регистрацию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство.
Содержание учетных данных также ограничено временными и целевыми пределами. Так, сроки хранения дактилоскопической информации ограничены физической активностью человека.
Правовыми основаниями ведения учетно-регистрационной деятельности являются:
Конституция РФ, определяющая гарантии по использованию данных о личности гражданина.
Закон о полиции (п. 33 Статья 13) определяет право полиции использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет право создания и использования информационных систем органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Закон РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» предусматривает ведение дактилоскопической регистрации с целью идентификации личности человека.
Правовым основанием функционирования криминалистических учетов в правоохранительных органах является федеральный закон Об информации, информационных технологиях и защите информации от 27.07. 2006 г. №149ФЗ, устанавливающий возможность формирования и использования информационных систем, ресурсов.
Основным документом, регламентирующим функционирование криминалистических учетов в МВД России, является Приказ МВД РФ от 10.02.2006 № 70 Об организации использования экспертнокриминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации (вместе с Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации, Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации). В экспертнокриминалистических подразделениях МВД РФ (ФГКУ ЭКЦ МВД России) действуют экспертно-криминалистические учеты ряда объектов, картотеки и коллекции, а также справочно-информационные акты.
Особое место в числе государственных органов занимает Федеральное казенное учреждение Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФКУ ГИАЦ МВД РФ) и его региональные отделы. На него возложены функции по формированию и ведению централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также для обеспечения межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия. Помимо своего ведомства ГИАЦ обслуживает и деятельность Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ, СКР других правоохранительных органов.
Определенная часть учетной документации хранится в таможенных органах, Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, Министерстве обороны России и др.
Федеральное законодательство устанавливает и правовые гарантии обеспечения интересов граждан России, связанной с функционированием в правоохранительных органах открытых криминалистических учетов и учетной документации, существующей в других ведомствах. В частности, ст. 24 Конституции РФ предоставляет каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством.