Налоговое право в российской правовой системе регулирует важнейшие для государства и
общества правоотношения общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Термин налоговое право может быть рассмотрен следующим содержанием:
- налоговое право как учебная дисциплина,
- налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о
налогово-правовых отношениях), - налоговое право как подотрасль финансового права.
В то же время налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания
базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.
Налоговое право как учебная дисциплина представляет собой систему сведений, знаний и
информации об основных положениях налогового права. Оно может отличаться от налогового права как отрасли, так как содержит более обширный объем информации.
В рамках учебной дисциплины налогового права рассматриваются такие вопросы, как предмет,
метод налогового права, история налогового законодательства, различные теоретические и
практические проблемы.
Налоговое право как отрасль юридической науки представляет собой систему знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права.
Налоговое право как подотрасль финансового права это совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения (т.е. отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты).
При этом налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права.
Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Такие налоговые правоотношения и составляют предмет налогового права.
Предмет налогового права это совокупность правовых отношений, складывающихся между
государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.
Отношения, входящие в предмет налогового права, могут быть представлены в следующих пяти группах:
- первая группа отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном,
региональном и местном уровнях соответственно, - вторая группа отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном,
региональном и местном уровнях соответственно, - третья группа отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе
исполнения налоговых правоотношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами налоговыми агентами, банками и т.д., - четвертая группа отношения по осуществлению налогового контроля со стороны
соответствующих государственных органов, - пятая группа отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к
ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы:
- Налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные
органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др., - Органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей,
места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля, и кредитные организации.
Данные участники могут быть как физическими, так и юридическими лицами, на одних возлагается
обязанность по уплате налогов или сборов в соответствующий бюджет, а на других обязанность по
начислению и взиманию соответствующих налогов и сборов.
Метод правового регулирования любой отрасли права обычно определяется как совокупность
юридических средств, посредством которых обеспечивается регламентация общественных отношений. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются цели и решаются задачи правовой регламентации.
В налоговом праве выделяют два метода:
- Императивный метод это публично-правовой метод (или метод власти и подчинения,
авторитарный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства. - Диспозитивный метод это частноправовой метод (гражданско-правовой метод, или метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации).
Императивный метод в налоговом праве применяется гораздо чаще, чем диспозитивный, так как
отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права.