Власть народа – важнейшее понятие в современных демократических, правовых государствах.
Одну из наиболее обобщенных формулировок власти народа предложил в свое время американский Президент А. Линкольн: «правление народа, для народа и посредством народа».
Согласно Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Основной закон нашего государства закрепляет в качестве основы конституционного строя местное самоуправление и участие населения страны в осуществлении местного самоуправления, что является важнейшей формой проявления власти народа, выражения его воли.
В Конституции РФ говориться о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В продолжение и поддержку положений Конституции РФ 1993 г. ст. 3 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливает права граждан России на осуществление местного самоуправления: «Граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления».
Данные нормы основополагающих правовых актов делают акцент на том, что местное самоуправление – это форма власти народа, местная власть – население соответствующей локальной территории (муниципального образования), реализующее собственные властные полномочия непосредственно, а также через делегирование их своим представителям – муниципальным органам власти. Местное самоуправление – это не власть учреждений. Муниципальные органы власти осуществляют в процессе управляющего воздействия соответствующие, строго установленные в уставе муниципального образования властные полномочия. Можно сказать точнее:если нет прямого народовластия, волеизъявления граждан в муниципальном образовании – нет и местного самоуправления.
В теории муниципального права выделяются два вида форм осуществления местного самоуправления:
- Опосредованные формы осуществления местного самоуправления, представляющие собой формы осуществления местного самоуправления реализуемые посредством деятельности муниципальных органов и должностных лиц (муниципального представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации).
- Непосредственные формы осуществления местного самоуправления, представляющие собой формы осуществления местного самоуправления реализуемые посредством самостоятельной деятельности местного населения.
Непосредственные формы осуществления местного самоуправления, в свою очередь, можно разграничить на следующие основные виды:
- формы непосредственного осуществления местного самоуправления,
- формы участия в осуществлении местного самоуправления.
Ряд ученых, имея в виду ст. 33 ФЗ № 131 выделяют в отдельную (третью) группу так называемые иные, допускаемые законодательством РФ, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Наиболее ярко участие населения в жизни муниципального образования проявляется именно по средствам форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, общая характеристика которых представлена в главе 5 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Необходимо отметить, что законодатель объединил организационные формы народовластия в одну главу, и не дал пояснений относительно того, что считать формами непосредственного осуществления местного самоуправления, что формами участия в его осуществлении и какие формы народовластия следует относить к иным формам.
А.А. Уваров считает, что одни из этих форм, такие, как местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан, можно считать формами непосредственной демократии, другие – публичные слушания, собрания, конференции, правотворческую инициативу граждан, опросы граждан и т.п. – следует расценивать как консультативные формы политической активности граждан. Если первые из них по своей природе тяготеют к формам публичной власти, то вторые – к формам гражданского общества. Исходя из этого, следует расценивать и степень интеграции гражданского общества и местного самоуправления через формы прямого волеизъявления местного населения. В первом случае возможности такой интеграции строго ограничены, а порядок их осуществления почти полностью регламентирован законодательством. Во втором случае эти возможности основаны на таком принципе, как «разрешено все, что не запрещено». В качестве общих признаков этих двух форм прямого волеизъявления граждан выступают:
- обязательная правовая регламентация процедур их осуществления,
- неопосредованный характер воздействия воли каждого участника (жителя) на правовой результат,
- предмет, по которому осуществляется волеизъявление граждан, – как правило, вопросы местного значения.
Отличительными же признаками являются:
- если формы осуществления местного самоуправления воздействуют на конечный правовой результат в императивном порядке, т.е. воля каждого обязательно воздействует на окончательный правовой результат, то формы участия в осуществлении местного самоуправления предполагают выработку промежуточного правового результата (в виде проекта) и в консультативном (необязательном) порядке воздействуют на этот результат,
- в отличие от формы осуществления местного самоуправления участие населения в его осуществлении не предполагает персонифицированной фиксации участников прямого волеизъявления граждан, наличия кворума, специального контроля за соблюдением установленного регламента проведения мероприятий и других обязательных условий и атрибутов императивных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Будь то публичное слушание или собрание граждан, юридический результат их проведения слишком эфемерен и служит скорее информационным источником при взаимодействии органов местного самоуправления с населением, чем формой участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Н.А. Игнатюк видит отличие в формулировках «осуществление местного самоуправления» и «участие в осуществлении местного самоуправления» в том, что в первом случае речь идет о действиях, осуществляемых от имени всего населения муниципального образования, реализуемых через принятие актов, обязательных к исполнению на всей территории муниципального образования, и исполнении, а также обеспечении исполнения данных актов. При этом осуществление местного самоуправления является не только правом, но и обязанностью.
Когда речь идет об участии населения в осуществлении местного самоуправления, подразумеваются допустимые, но не обязательные действия жителей муниципальных образований (как индивидуальные, так и коллективные), связанные с решением вопросов местного значения, совершаемые ими по собственной инициативе и под свою ответственность.
Пределы указанных действий определяются федеральными, субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. При этом формой определения данных пределов могут быть как прямые предписания, так и сложные конструкции.
Таким образом, к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления относятся:
- местный референдум,
- муниципальные выборы,
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления,
- голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования,
- сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования
- сход граждан.
К формам же участия населения в осуществлении местного самоуправления следует отнести:
- территориальное общественное самоуправление,
- правотворческая инициатива граждан,
- публичные слушания,
- собрание граждан,
- конференция граждан (собрание делегатов),
- опрос граждан,
- обращения граждан в органы местного самоуправления.
Следует отметить тот факт, что несмотря на схожесть вышеуказанных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в их содержании имеется ряд отличий.
Во-первых, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются правовыми процедурами проведение которых, в отличие от форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, является обязательным для решения соответствующих вопросов местного значения.
Во-вторых, реализация населением форм непосредственного осуществления местного самоуправления предполагает правовой результат, во исполнение которого компетентным органом должен быть принят нормативно-правовой акт, влекущий юридические последствия.
Совокупность же правовых норм, регулирующих формы осуществления и участия населения в местном самоуправлении, составляет правовой институт форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.