В юридической литературе налоговые правоотношения определяются как вид финансовых
правоотношений, урегулированных нормами налогового права.
Налоговые правоотношения это охраняемые государством общественные отношения,
возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь
субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
Налоговые правоотношения представляют собой совокупность следующих правовых отношений:
- по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ,
- возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов,
- возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового
законодательства РФ, - возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых
правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе
обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров, - возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых
правонарушений.
Особенность налоговых правоотношений состоит в том, что они являются отношениями между
юридическими и (или) физическими лицами. По существу, налоговые правоотношения являются
нормативными правовыми отношениями, так как они:
- неразрывно связаны с нормами налогового права возникают и прекращаются на основе, в
соответствии и в рамках норм налогового права, - представляют собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством
субъективных прав и юридических обязанностей. Но необходимо учитывать, что субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), которое обладает определенными правомочиями.
Носитель юридической обязанности в налоговом правоотношении является обязанным лицом и
выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства
определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.
Налоговое правоотношение является разновидностью правоотношения финансового, ибо
налоговое право является подотраслью финансового права. В связи с этим характеристика налогового правоотношения в основных чертах сходна с характеристикой финансового правоотношения.
Во-первых, налоговое правоотношение возникает, развивается в сфере финансовой деятельности
государства и муниципальных образований. Однако лишь в той части финансовой деятельности
государства и муниципальных образований, которая обеспечивает собирание государством и
муниципальными образованиями денежных средств в казну государства и муниципальных образований.
В этом смысле сфера возникновения и развития налогового правоотношения опосредует не всю
финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а только ее часть.
Во-вторых, налоговое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в
связи с чем оно является, по сути, публично-правовым отношением. Это следует из того, что налоговое правоотношение возникает на основе реализации нормы налогового права, которая является средством реализации в первую очередь интересов государства, всего общества.
В-третьих, налоговое правоотношение является, в сущности, отношением экономическим. Это
следует из того, что финансовые, в том числе налоговые, отношения являются видовой характеристикой отношений экономических, так как последние имеют не только натурально-вещественную, но и стоимостную форму. Налоговые правоотношения и представляют собой как раз экономические отношения в стоимостной форме, т.е. денежной форме.
В-четвертых, важнейшей характеристикой налоговых правоотношений является их имущественный характер. В качестве имущественных благ в налоговых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках налоговых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию. Однако, подчеркивая имущественный характер налогового правоотношения, надо помнить, что налоговые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процессуальные правоотношения.
В рамках материальных налоговых правоотношений непосредственно происходит движение
финансовых ресурсов от одних субъектов (налогоплательщиков, налоговых агентов и т.д.) в
распоряжение других (государства и муниципальных образований). Процессуальные налоговые
правоотношения обеспечивают реализацию материальных налоговых правоотношений. Они возникают в связи с осуществлением налогового контроля, принудительной уплатой налогов, привлечением к налоговой ответственности и т.д. Безусловно, эти отношения не являются в строгом смысле слова имущественными, ибо они не опосредуют движение финансовых ресурсов. Однако данные отношения имеют конечной целью движение денежных средств, а точнее, перемещение финансовых ресурсов от одних субъектов к другим. В связи с этим налоговые правоотношения во всей совокупности могут быть охарактеризованы как имущественные и связанные с ними неимущественные, возникающие в конечном счете по поводу денежных средств (финансовых ресурсов).
В-пятых, налоговое правоотношение, в сущности, является властеотношением. Это обусловлено
тем, что оно является формой реализации налогово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Императивный характер налогово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу команда исполнение, где команды издает государство (или муниципальное образование), уполномоченный государством орган, а исполняют их налогоплательщики, налоговые агенты, сборщики налогов и другие субъекты. В связи с этим одной из сторон налогового правоотношения всегда является:
- государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ),
- муниципальное образование, или в) уполномоченный государством орган.
Состав налогового правоотношения это совокупность его участников, т.е. субъектов налоговых правоотношений. Права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков и др.) в составе налогового правоотношения выступают в качестве их юридических свойств.
Крылатое выражение деньги не пахнут появилось благодаря налогам. Крылатое выражение
Деньги не пахнут принадлежит римскому императору Титу Флавию Веспасиану (69 79 гг. н.э.). В
поисках дополнительных средств он ввел налог на латрины (общественные туалеты). В народе его стали называть мочевым налогом. Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что тот ввел
позорный налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. На отрицательный ответ Тита Веспасиан сказал: И все-таки они из мочи. Римские латрины были шикарными, отделанными мрамором туалетами, куда римляне ходили не столько по прямой надобности, сколько ради встреч и бесед. Император оказался прав: казна стала стремительно наполняться.