Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения следующих задач:
- обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных
централизованных и децентрализованных денежных фондов, - обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и
рациональным их использованием, - улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской
Федерации, - проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными
образованиями со стороны организаций и физических лиц, - проверка целевого использования налоговых льгот,
- пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов
государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации установлено, что
государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального
бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Контроль является формой управленческой деятельности, самостоятельной функцией
управления, имеющей целевую направленность, определенное содержание и способы его
осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с
позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.
Понятие налогового контроля целесообразно рассматривать в двух аспектах:
- В широком аспекте налоговый контроль это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
- В узком аспекте налоговый контроль это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения
объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и
распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте),
полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в
нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Можно выделить четыре формы налогового контроля:
- государственный налоговый учет направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных значимых для целей
налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения), - мониторинг и оперативный налоговый контроль основной его задачей является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений,
- камеральный и выездной налоговый контроль служит для контроля исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок,
- административно-налоговый контроль предназначен для контроля за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования.
Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России
приходится на налоговые органы.
Методы налогового контроля различаются в зависимости от формы налогового контроля:
1) основные методы государственного налогового учета:
- постановка на учет,
- внесение изменений в учетные данные,
- снятие с учета,
2) методы мониторинга и оперативного налогового контроля:
- получение информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика,
- контроль налоговых поступлений,
3) основной метод камерального и выездного налогового контроля в РФ это объединение
законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и
аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования,
4) основной метод административно-налогового контроля: контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Форма налогового контроля это способ конкретного выражения и организации контрольных
действий. Форма налогового контроля проявляется, как правило, в сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
К основным формам налогового контроля относятся:
- проверки,
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов,
- проверки данных учета и отчетности,
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).