Сущность коллективного договора заключается в согласовании интересов работников и работодателя, в установлении договорного регулирования трудовых отношений. Он выступает основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений в организациях.
Коллективный договор рассматривается как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Современное трудовое законодательство расширяет границы коллективно-договорного регулирования: несколько десятков норм в Трудовом кодексе отсылают к коллективному договору при решении тех или иных вопросов регламентации трудовых и иных отношений.
Практика заключения коллективных договоров и соглашений стала устойчивой. Значение и роль коллективных договоров в практике социального партнерства возрастают. Коллективные договоры рассматриваются как средство гармонизации отношений между работниками и работодателями.
Заключается коллективный договор в интересах обеих сторон: работники получают более высокий уровень льгот и гарантий, а работодатели – гарантию спокойствия в коллективе, зная уровень и обоснованность требований работников.
Значение коллективных договоров как регуляторов трудовых и иных отношений, связанных с трудовыми, особенно хорошо просматривается, когда работодателям приходится доказывать экономическую обоснованность расходов, которая в настоящее время все чаще становится предметом проверок налоговых органов.
Налоговые органы доначисляют налоги и применяют санкции, считая, что работодатели занизили налогооблагаемую базу. Работодатели, в свою очередь, доказывают обоснованность расходов:
в соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам (в том числе стимулирующие и поощрительные начисления, надбавки и премии), предусмотренные законодательством РФ, трудовым договором и (или) коллективным договором.
Представители работников и работодателей имеют возможность проявить инициативу по проведению переговоров и заключению коллективного договора. Представитель стороны, получивший письменное уведомление о вступлении в переговоры, обязан вступить в переговоры в течение 7 календарных дней с момента получения уведомления.
Порядок проведения переговоров соответствует основным принципам социального партнерства. В практике сложилась следующая процедура. Образуется комиссия из равного числа представителей сторон, наделенная необходимыми полномочиями. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами.
Работодатель и его представители обязаны направить другой стороне имеющуюся у них ин-
формацию, необходимую для ведения переговоров. Проект коллективного договора, подготовленный комиссией, обсуждается в подразделениях организации и дорабатывается с учетом замечаний и предложений.
Затем проект утверждается общим собранием (конференцией) коллектива и подписывается представителями сторон. На этом коллективные переговоры завершаются.
Если сторонами не достигнуто согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные положения могут стать предметом дальнейших переговоров или разрешаться в соответствии с кодексом, иными федеральными законами. Это правило снимает
проблему, возникавшую на практике, когда в течение длительного времени стороны не могли найти компромисса и сохранялась напряженность в отношениях.
Подписанный коллективный договор и приложения к нему направляются работодателем на уведомительную регистрацию в органы по труду. С уведомительной регистрацией вступление в силу коллективного договора не связано – юридическое значение имеет акт подписания коллективного договора сторонами. Регистрация осуществляется в целях статистического
учета договоров.