Понятие и виды правоохранительных органов

В законодательстве и указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки понятия «правоохранительные органы». В п. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г., речь идёт о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.

Формулировку «правоохранительные органы» можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в Федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью, утверждённых Президентом РФ, Правительством РФ говорится о «правоохранительной системе», «о взаимодействии правоохранительных органов», «о соглашении правоохранительных органов стран СНГ». Это понятие применяется и в других документах как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

В настоящее время у юристов нет единого мнения о том, какие органы относятся к правоохранительным. Мы уяснили признаки деятельности, получившей название правоохранительной, и, исходя из этих признаков, можно определить критерии, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных. От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким.

Применять право – означает действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идёт лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы – это только часть правоприменительных. Правоохранительные органы составляют определённым образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои чётко определённые задачи.

Правоохранительная деятельность осуществляется с целью охраны и защиты права в стране. При этом в разряд приоритетных направлений выдвигается задача защиты прав и свобод человека и гражданина. С принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина и особенно с принятием новой Конституции (1993 г.) ситуация в России изменилась. Конституция РФ, развивая основные положения Декларации, закрепила широкий круг прав и свобод человека и гражданина (гл. 2, ст. 17 – 62), которые в настоящее время в полной мере соответствуют требованиям международных стандартов по правам человека. По общему признанию, «Конституция РФ – правовая конституция, в ней реализован «образ права», соответствующий правовому государству, что позволяет применять действующие законы в соответствии с Конституцией РФ».

Утверждение прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать, а также защищать эти права и свободы.

В процессе правоохранительной деятельности охрана прав и свобод человека и гражданина переводится в русло практического их обеспечения. Правоохранительные органы обязаны осуществлять охрану жизни и здоровья каждого человека и гражданина, защиту чести, достоинства, обеспечение личной свободы и неприкосновенности. Подлежат защите и охране право на неприкосновенность частной жизни, право на благоприятную окружающую среду, право частной собственности и т.д.

К числу основных задач, осуществляемых правоохранительными органами, относится также обеспечение законности, общественного порядка и общественной безопасности в стране.

Правоохранительные органы обязаны вести постоянную работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, а в случае совершения преступлений оперативно раскрывать их, устанавливать и изобличать виновных, а также ограждать невиновных от необоснованных подозрений и обвинений.

Важной задачей этих органов является охрана прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, общественных, частных и иных организаций и объединений. 

Задачи правоохранительных органов состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает ещё и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество человека и гражданина, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д. от преступных посягательств.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений:

  1. Начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод: сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить их.
  2.  Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определённой процессуальной форме.
  3. Правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую подготовку.
  4. Решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов.
  5. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами.
  6. Все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Таким образом: правоохранительный орган – это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, обеспечивающую защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общественных и государственных институтов от преступных посягательств.

Когда речь идёт о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

Система правоохранительных органов – это совокупность взаимосвязанных государственных органов и общественных организаций, создаваемых для охраны права путём применения соответствующих санкций.

Правоохранительная система – понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система – это совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это, прежде всего, система юридических норм, в которых правоохранительная функция выступает на передний план. И только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость в применении соответствующих санкций, подключаются правоохранительные органы.

С учётом сказанного к правоохранительным органам следует отнести:

  • суды: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов, районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды), военные суды, специализированные суды), арбитражные суды (арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, специализированные арбитражные суды) и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ),
  • прокуратуру,
  • государственные органы правопорядка и безопасности (МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС, ФСО, СВР),
  • рганы предварительного расследования преступлений (предварительное следствие – Следственный Комитет РФ, следственные подразделения при ОВД, ФСБ, ФСКН) и органы, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность, определены в ст. 40 УПК РФ, а также в ст. 13 ФЗ об ОРД (ОВД, ФСБ, ГПС МЧС РФ, ФТС, ФСО, СВР, ФСКН, ФССП, ФСИН, командиры воинских частей),
  • органы по правовому обеспечению и правовой помощи (Министерство юстиции, нотариат, адвокатура) и негосударственные организации обеспечения правоохраны (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, добровольные народные дружины, общественные пункты охраны правопорядка, внештатные сотрудники полиции, частные детективные и охранные предприятия, ведомственная охрана и др.).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: