1. Понятие актов исполнительной власти
2. Виды актов исполнительной власти
1. Понятие актов исполнительной власти
Правовые акты исполнительной власти – это вид подзаконных, официальных юридических актов:
• принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности,
• оформленных в соответствии с нормами права,
• содержащих односторонние властные волеизъявления,
• влекущих юридические последствия.
2. Виды актов исполнительной власти
По юридическому содержанию акты, исполнительной власти делятся:
• на нормативные акты, изменяющие, устанавливающие, отменяющие юридические нормы. Они не обращаются к конкретным лицам. К ним относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, окружные, краевые, районные, городские, сельские, поселковые). межведомственные акты, внутриведомственные (в том числе локальные),
• индивидуальные акты – это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, которые обращены к конкретным лицам,
• общие акты, которые содержат кратковременные предписания (о переносе призыве на службу, выходного дня и т.п.) или общие требования («усилить», «повысить» и прочие),
• смешанные (акты, содержащие нормы права и правоприменительные решения или даже общие требования).
В зависимости от субъектов, принявших акты исполнительной власти, они делятся:
• на акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты территориальных федеральных органов, приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, постановления и другие акты мэров, губернаторов, приказы и другие акты руководителей местных государственных органов),
• акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти (приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, постановления судей по делам об административных правонарушениях, акты Центрального банка РФ),
• акты общественных организаций, делегированные государством властные полномочия.
По форме выражения различают акты:
• письменные (разновидность служебных документов),
• устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности),
• конклюдентные – это выраженные в знаках, звуковых и световых сигналах (пример: жесты работника полиции, регулирующего уличное движение).
Исходя из функциональной роли акты исполнительной власти бывают:
• методическими,
• кадровыми,
• финансовыми,
• плановыми,
• учетными и т.п.
В зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу:
• с даты, указанной в акте,
• с даты, указанной в другом акте,
• немедленно, с даты подписания, принятия,
• после государственной регистрации и официального опубликования.
По степени сложности различают: уникальные акты, сложные, простые.
В зависимости от объема полномочий субъекта власти акты делятся:
• принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов,
• на дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица),
• принимаемые при отсутствии выбора.
В зависимости от порядка принятия административные акты подразделяются:
• единоличные акты,
• на коллегиальные (принимаемые большинством от общего числа коллегиального органа).