В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет местное самоуправление в качестве основы конституционного строя и формы народовластия. Сегодня местное самоуправление является неотъемлемым атрибутом демократии и правового государства, правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Н.С. Бондарь отмечает, что сущность местного самоуправления обусловливает его трех аспектное конституционное значение:
- оно является важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации и в этом качестве одной из основ конституционного строя,
- это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы,
- местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности. Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении.
Местное самоуправление как основа конституционного строя.
Основы конституционного строя – это система исходных конституционных принципов, формирующих модель общества, государства, их взаимодействия друг с другом.Закрепление принципа местного самоуправления в законодательстве стран является одним из условий Европейской Хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.), которая была ратифицирована Россией в 1998 г.
Европейская Хартия определяет местное самоуправление в качестве основы любого демократического государства, закрепляет основные принципы организации местной власти, а также устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Анализ положений Европейской Хартии позволяет сделать вывод о том, что особое значение международное сообщество уделяет самостоятельности органов местной власти в определении своей внутренней организационной структуры и осуществлении полномочий в пределах своей компетенции. Согласно Европейской Хартии статус местных органов должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, при этом материальные и финансовые средства должны быть соразмерны полномочиям органов местной власти.
Основные принципы Европейской Хартии местного самоуправления нашли свое законодательное отражение в Конституции РФ.
Российская Федерация признаѐт и гарантирует местное самоуправление, о чѐм прямо говорится в Конституции РФ 1993 г., в частности, в ст. 3 говорится: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В ст. 12 закрепляется: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
В развитие положений Конституции РФ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 указанного федерального закона, местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, можно выделить основные признаки местного самоуправления в Российской Федерации:
- признается формой осуществления народом своей власти,
- не смотря на то, что Конституция РФ провозглашает самостоятельность местного самоуправления, в решении вопросов местного значения, реализация местного самоуправления осуществляется только в пределах, установленных законодательством РФ и субъектов РФ,
- вопросы местного значения решаются населением под свою ответственность,
- формами участия в решения вопросов местного значения населением являются как непосредственное, так и (или) через органы местного самоуправления,
- осуществляется исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Местное самоуправление как форма народовластия.
Термин «демократия» в дословном переводе с древнегреческого языка означает «народовластие», или «власть народа». В этом смысле важнейшим признаком демократии является признание народа носителем, источником власти.
Одно из самых точных и полных определений демократии дал немецкий философ и публицист Артур Мюллер ван ден Брук. Оно таково: «демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе». Именно эта формула, быть может, точнее всего определяет дух демократии, который не сводится (ни исторически, ни теоретически) ни к организации референдумов, ни к парламентаризму, ни к системе выборов.
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим государством и закрепила местное самоуправление в ст. 3 как форму народовластия.
В Российской Федерации народ осуществляет свою власть: 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти, 3) через органы местного самоуправления.
Учитывая, что местное самоуправление не может иметь государственной природы, быть частью государственной власти, оно является частью власти муниципальной. Организуется и функционирует местное самоуправление как власть народа, который является источником, в том числе и государственной власти.
Государство фактически признает наличие в качестве самостоятельно уровня власти народную власть, осуществляемую по средствам местного самоуправления.
Разделяя власть в государстве по вертикали, мы обнаруживаем два ее уровня – государственный и муниципальный.
Следует констатировать, пишет Е.С. Шугрина, что муниципальная власть это система властеотношений, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основана на нормах права. Муниципальная власть может быть определена как форма общественных отношений, в которых согласно нормам местного сообщества деятельность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов, изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общегосударственной политики.