Налоговое администрирование это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля налоговых инспекций, система управления налоговыми отношениями.
Выделяют два состава налоговых администраций:
- первый включает Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу
Российской Федерации, - второй состав включает государственную налоговую администрацию, которую составляют
государственные органы, наделенные властными полномочиями в области налогообложения и
являющиеся участниками отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В связи с тем что для успешного проведения налоговой политики государства необходима система
организационных мероприятий, понятие налоговое администрирование можно рассматривать с двух сторон.
Во-первых, это система органов управления, в которые входят как законодательные, так и
административные налоговые органы. К их основным обязанностям относится процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Такие органы управления должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.
Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и
конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.
Налоговое администрирование является особой сферой деятельности государства, включающей следующие вопросы.
- На основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий, отраслей и всей экономики в
целом составляется план объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу. - Разработка новых концепций налогообложения, способствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ.
- Составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в системе
внешнеэкономической деятельности.
Налоговая администрация это институт государственного управления в сфере налоговых
правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по
достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.
В настоящее время для налогового администрирования требуется:
- максимальная автоматизация процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности,
- централизация и интеграция информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы,
- стандартизация всех функций налогового администрирования,
- стандартизация и унификация программно-технических комплексов.
Государственная налоговая администрация должна выполнять две основные функции в налоговой сфере:
- в результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит
выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. По результатам контрольной деятельности должен делаться вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят, - правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во
всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.
Органы налоговой администрации информируют друг друга об имеющихся у них материалах, таких как:
- нарушения законодательства о налогах и сборах и налоговые преступления,
- принятые меры по пресечению налоговых нарушений,
- проводимые ими налоговые проверки.
Органы налоговой администрации вправе осуществлять обмен иной необходимой информацией в
целях исполнения возложенных на них задач.
Налоговые органы РФ представляют единую централизованную систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
В случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, налоговые органы в пределах
своей компетенции осуществляют контроль:
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ,
- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной
продукции, - за соблюдением валютного законодательства РФ.
В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю
и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его
территориальными органами.
За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль
выполняли:
с 1991 по 1998 г. Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России),
с 1999 по 2004 г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России),
с осени 2004 г. Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России).
К компетенции Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений относится совершение следующих действий:
- производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления,
организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных лиц и лиц без гражданства проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке, - контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися
предпринимательской деятельностью, - получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные
финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения, - беспрепятственно осуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого)
налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии, - требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности, а также контролировать их выполнение,
- приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет,
- изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксацией их содержания. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа. Кроме первичного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органы вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности подконтрольного субъекта,
- выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за
совершение налоговых правонарушений, - взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ,
- возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной
трудовой деятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим или юридическим лицам лицензий на право заниматься определенными видами деятельности, - вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, - привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и
понятых, - в случаях, когда для выяснения обстоятельств по делу требуются специальные познания,
назначать экспертизу, - требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней, - осуществлять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в
соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, - взаимодействовать с органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля,
- запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и
алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке, - проводить осмотр помещений, занимаемых организациями, независимо от
подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты, - получать от руководителей и должностных лиц организаций, независимо от
подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой, - запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию, - создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные
органы Федеральной налоговой службы, - проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях,
принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы, - отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству Российской Федерации, давать обязательные для исполнения указания территориальным органам,
- организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения,
взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики, - осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на
Федеральную службу задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов, - осуществлять в установленном порядке управление переданным ему в оперативное
управление государственным имуществом.
В соответствии с ч. 2 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 О мерах по
реализации Федерального закона О лотереях ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции государственного контроля (надзора):
контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от
проведения лотерей,
проверку соблюдения требований к лотерейному оборудованию.
В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению
азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2007 г. N 451, ФНС России осуществляет лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе функции лицензионного контроля.
Порядок осуществления мероприятий по лицензионному контролю установлен Федеральным
законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 января 2007 г. N 15, ФНС России осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, в том числе функции лицензионного контроля.
Порядок осуществления мероприятий по лицензионному контролю установлен Федеральным
законом О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ О
государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации ФНС России уполномочена осуществлять проверку технического состояния игрового оборудования, а также контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. ч. 1, 2 Федерального закона О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации.
Порядок осуществления мероприятий контроля установлен Федеральным законом О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
К компетенции ФНС также относятся функции органа валютного контроля, что обусловило
включение в его компетенцию осуществление полномочий в сфере данного вида контроля, в случае
неявки без уважительной причины налогоплательщика для рассмотрения материалов налоговой
проверки налоговые органы имеют право вынести решение в его отсутствие, в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об обеспечении иска. ФНС свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений, разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
Органы внутренних дел родовое понятие, обозначающее систему органов, осуществляющих
борьбу с преступностью и правонарушениями, обеспечивающих общественную безопасность и
правопорядок.
Систему ОВД России возглавляет МВД России. Решение задач, связанных с выявлением,
предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в системе МВД России, возложено на Следственный комитет РФ.