1.Основные принципы
2.Классификация принципов
Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования. В теории права под правовыми принципами понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное, в сущности, права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.
В продолжении долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идея-ми» или они должны быть закреплены в нормах. Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать в нашей стране данную задачу весьма сложно, хотя существуют отдельные положительные примеры.
Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 165-ФЗ определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
- устойчивость финансовой системы обязательного со-цельного страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов,
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий,
- государственная гарантия соблюдения прав застрахован-них лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика,
- государственное регулирование системы обязательно-год социального страхования,
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования,
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательно-год социального страхования,
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования,
- обеспечение надзора и общественного контроля,
- автономность финансовой системы обязательного со-цельного страхования.
До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных за-конах, других нормативным актах, которые составляют со-держание отдельных институтов права социального обе-печения. Данные принципы, например, отражены в постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, одобрившем Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Рос-сирийской Федерации» и ряде других.
В настоящее время в связи с происходящими изменениями в экономической политике государства, проводящийся реформой пенсионного обеспечения трансформируются и принципы права социального обеспечения, изменяются их формулировки. Однако некоторые идеи, сформулирован-неё в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сегодня.
В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Все-российской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось:
- что государственное страхование рабочих должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими труда-способности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, а у работниц, кроме того, беременность и роды, вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей,
- страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств,
- все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство,
- всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления страхования.
Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития обще-став, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обе-печения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняют-со и правовые принципы: одни прекращают свое существование, другие появляются, третьи, действующие, наполняясь новым содержанием.
Таким образом, под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руки-водящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой указывают основные тенденции ее развития.
Классификация принципов по сфере действия такова:
- общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости, признания и гарантированности прав и
- свобод человека и гражданина, равенство всех перед закон-ном, презумпции невинности и т.д.),
- межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права (государственная защита материнства и детства),
- отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных плате-жуй во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.),
- внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обе-печения, социального обслуживания, обязательного меди-Ценского страхования и др.).
Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.