Понятие и классификация источников аграрного права

Термином «источники права» принято обозначать одновременно «источники права» в материальном смысле и в формальном или юридическом смысле.

Термином «источники права» в материальном смысле обозначаются общественно-экономические условия, которые детерминируют процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности составляют социальную основу права.

Термином «источники права» в формальном или юридическом смысле обозначается специфика способов правотворчества, результатом которого являются нормативные правовые акта государства, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, служащие формой внешнего выражения норм права.

Именно об этих, и только об этих, источниках права в формальном или юридическом смысле говорится в настоящей лекции.

Источниками аграрного права называются нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы аграрного права, регулирующие общественные отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Источникам аграрного права присущи общие признаки, характерные для источников любой отрасли права. Одним из таких признаков является то, что юридические акты являются лишь результатом деятельности государства, без которого не может возникнуть ни один нормативный правовой акт.

В правовой литературе традиционным является деление нормативно-правовых актов на отдельные виды в зависимости от их юридической силы.

Источниками аграрного права являются Конституция РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, регулирующие аграрные отношения и содержащие нормы аграрного права.

Особую группу источников аграрного права составляют деловые обыкновения,  распространенной разновидностью которого являются обычаи делового оборота и руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ по вопросам применения аграрного законодательства. В их числе можно назвать постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», в котором рассматриваются возникающие в судебной практике вопросы в области земельно-правовых отношений в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению.

В системе подзаконных нормативных правовых актов большое значение имеют содержащие нормы аграрного права нормативные акты Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития  РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и торговали  РФ, Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФ, других федеральных органов исполнительной власти, наделенных широкой компетенцией в области правового регулирования организации сельскохозяйственной деятельности.

Среди них особо важное значение имеют акты нормативно-правовые Министерства сельского хозяйства  в сфере растениеводства  и семеноводства,

  • животноводства, племенного дела  и ветеринарии,
  • регулирующие земельные отношения в области мелиорации земель, в том числе  при проведении агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения,
  • в сфере интеллектуальной собственности, связанные с селекционными достижениями,  направленные на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Наряду с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти систему аграрного законодательства составляют нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, регулирующие отдельные виды аграрных отношений, входящих в предмет аграрного права.

Многие субъекты РФ приняли свои законы, предусматривающие особое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения с учетом специфики землепользования в различных регионах страны и региональных особенностей территорий.

Это касается, прежде всего, момента приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предельных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с правовыми традициями федеративного правового государства, к исключительной компетенции которого относится регулирование сделок с земельными участками, в Федеральном законе делается специальная оговорка о том, что принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (п. 5 ст. 1).

Особую группу источников аграрного права составляют нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, содержащие нормы аграрного права, принятые на основе и во исполнение нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ.

Широкое распространение, в частности, имеют нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие нормы земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 33 РФ).

Многочисленной и распространенной формой муниципального правотворчества являются нормативные правовые акты, устанавливающие максимальный размер участков, передаваемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 39 РФ).

Таким образом, под источниками аграрного права следует понимать способы выражения норм права, закрепленных в унифицированных и дифференцированных нормативно-правовых актах, принимаемых компетентными на то органами государства, органами местного самоуправления и сельскохозяйственными коммерческими организациями и предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: