Самостоятельность местного самоуправления во многом определяется наличием, объемом и источниками материальных ресурсов. Можно сказать, что само существование местного самоуправления не возможно без соответствующей экономической поддержки.
Российское государство проводит большую работу по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления следует рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае экономическая основа представляет собой систему правовых норм, установленных федеральными, региональными и местными правовыми актами, определяющими и регулирующими правоотношения, возникающие в муниципальных образованиях по поводу муниципальной собственности, в том числе имущественных прав и норм, регулирующих бюджетные правоотношения.
Во втором случае это материальная база функционирования муниципалитета, включающая совокупность правовых норм, регулирующих только отношения муниципальной собственности и имущественных прав муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ № 131 структуру экономической основы местного самоуправления составляют:
- находящееся в муниципальной собственности имущество,
- средства местных бюджетов,
- имущественные права муниципальных образований.
Важные положения, связанные с правовым регулированием экономических основ местного самоуправления в России содержатся в Европейской Хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.):
- Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.
- Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям.
- По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.
- Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий.
- Защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
- Порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления.
- Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.
- Для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.