Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

В соответствии со ст.22 УИК РФ прокурорский надзор за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Их полномочия сформулированы в основном в Законе о прокуратуре РФ, а ряд из них в Федеральных законах «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-исполнительном кодексе РФ, приказах и указаниях Генеральной прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 33 Закона о прокуратуре РФ прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы, имеет властно-надзорные полномочия по контролю исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения.

Они детализированы приказом Генпрокуратуры России от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прокурор имеет право:

в любое время посещать поднадзорные учреждения и органы,

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, в отношении которых применяются меры принудительного характера, назначенные судом,

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами,

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,

проверять законность приказов, распоряжений, постановлений администрации поднадзорных органов и учреждений, определяющих порядок и условия содержания под стражей, и приостанавливать исполнение в случае противоречия их закону,

требовать объяснения от должностных лиц.

Средства прокурорского реагирования.

Основными правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законности являются:

постановление (например, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании,

Постановление об отмене дисциплинарного взыскания и освобождении осужденного из штрафного изолятора, постановление об отмене предупреждения, вынесенного в порядке ч. 2 ст. 46 УИК РФ и др.)

заявление (согласно п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований),

предостережение о недопустимости нарушения закона,

предложения (требования), которые, по мнению прокурора, следовало бы принять в целях соблюдения закона об условиях содержания арестованных и осужденных,

протест на противоречащие закону приказы, распоряжения и иные акты администрации места содержания под стражей (например, протест на незаконный приказ о поощрении (наказании) осужденного, протест на незаконный приказ начальника учреждения нормативно-правового характера),

представление об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу уголовно-исполнительной системы (например, представление об устранении нарушения требований ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пред-

ставление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в учреждениях УФСИН России по Курганской области и др.).

Постановления и требования прокурора, касающиеся исполнения установленных законом порядка и условий содержания, задержанных и заключенных под стражу, подлежат обязательному исполнению органами

и должностными лицами, которым они адресованы.

Обязанность исполнения постановлений, требований прокурора является важным условием действенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, обеспечивает возможность прокурору эффективно устранять и предупреждать нарушения закона, прав и законных интересов задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых принудительному лечению или воспитанию.

Тем самым законодатель наделил прокуроров особыми, властно-надзорными полномочиям, когда их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: