Общенациональное представительное учреждение демократического общества парламент имеет многовековую историю. Дальние прародители его английский Парламент, испанские Генеральные кортесы возникли еще в X XIII вв. Древнейшим в мире парламентом является исландский Альтинг, впервые собравшийся в 930 г. Однако парламент демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.
Согласно теории разделения властей, которая в той либо иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. Так, американская Конституция постановляет: Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов. Согласно американской конституционной теории Конгресс является носителем законодательной власти.
Подобное же положение содержит ст. 36 Конституции Аргентины: Законодательная власть нации предоставляется Конгрессу. Статья 26 Конституции Греции устанавливает: Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом республики. В несколько иной форме эта мысль выражена в ст. 70 итальянской Конституции: Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами. Весьма категорично определяет юридический статус Парламента Конституция Японии: Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства. Наконец, в ст. 4 Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 г. сказано: Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената.
Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.
В парламентарных странах парламент испытывает эффективное воздействие со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента.
В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент.
В тех странах, где существует конституционный контроль (США, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Индия, Австралия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.
Парламент и парламентаризм понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные.
Парламентаризм это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательной и исполнительной ветвей власти, при привилегированном положении парламента.
Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.
Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства. Этот контроль по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках, но в любом случае он является определяющей чертой парламентаризма, и именно в нем находит свое выражение привилегированное положение парламента. Хотя в президентских республиках отсутствует институт парламентской ответственности, им известны определенные формы контроля над деятельностью правительства.
Парламентаризм возник и оформился в тот период, когда избирательное право было цензовым и в категорию политически активных граждан входили только мужчины-собственники. Демократизация избирательного права шла параллельно с увяданием парламентаризма и падением роли представительных учреждений. На первый план выдвинулись правительства, практически осуществлявшие как исполнительную, так и законодательную власть.
В современный период в ряде стран (Франция, Финляндия, США, Израиль) парламент начинает отвоевывать утраченные позиции. Этот процесс по-разному проходит в разных странах, ему известны подъемы и спады. К примеру, во время Уотергейтского дела в США резко возросла реальная власть Конгресса, так как президентская власть была скомпрометирована. Однако с приходом республиканской администрации Р. Рейгана в 1981 г. система сдержек и противовесов стабилизировалась за счет активизации президентской власти. В V Республике Франции после ухода Президента Ш. де Голля по мере увядания голлизма шел процесс возрастания реальных полномочий Национального собрания и восстановления парламентаризма. Этот процесс наиболее полное выражение получил в годы пребывания у власти Ф. Миттерана. Расширить роль парламента обещал предыдущий президент Франции Н. Саркози во время предвыборной кампании в 2007 г. Вскоре после его избрания на пост Президента в Конституцию были внесены существенные поправки, направленные на укрепление парламентской власти во Франции. Они запрещают президенту находиться у власти более двух сроков подряд и наделяют парламент правом налагать вето на некоторые решения президента, а также ограничивают контроль правительства над работой парламентских комитетов.
В чрезвычайных условиях революционной обстановки вместо парламента могут формироваться особые органы, которые, по сути, наделяются высшей нормотворческой и учредительной властью. Так, в Ливии в период вооруженной борьбы против режима полковника Каддафи на чрезвычайном заседании местных комитетов 27 февраля 2011 г. был создан Переходный национальный совет Ливийской Республики. Он провозгласил себя единственной легитимной властью, создал временное правительство и заявил, что продолжит работу в качестве временного законодательного органа.