Ответственность за нарушение валютного законодательства

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство во мнении относительно природы нарушений валютного законодательства и вида ответственности за такие нарушения. Одни авторы считают, что нарушения валютного законодательства РФ являются, по сути, финансовыми правонарушениями и соответственно влекут применение финансово-правовой ответственности. Согласно мнению других исследователей, за нарушения валютного законодательства виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Для обоснования ответственности за нарушения валютного законодательства как вида финансово-правовой ответственности следует указать, что принуждение в механизме валютно-правового регулирования рассматривается как система необходимых мер валютного регулирования и валютного контроля, установленных государством в императивном порядке, реализуемых компетентными органами государственной власти в целях упрочения режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций. Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающих по поводу валютных ценностей, осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах всего общества.

Как указывает О. Н. Горбунова, «поскольку денежной системой управляет государство, оно должно следить и за обращением иностранной валюты на территории страны, регулировать соответствующие процессы и решительно влиять на них. Цель: создать условия для того, чтобы рубль стал подлинно конвертируемой валютой». Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения, среди прочих, по привлечению к финансово-правовой ответственности.

Валютная политика, являясь звеном финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых государственными органами в сфере валютных отношений с целью защиты государственных интересов на валютном рынке и интеграции экономики Российской Федерации в систему международного экономического пространства в соответствии со стратегическими целями общеэкономической политики.

Следовательно, при нарушении валютного законодательства ущерб причиняется непосредственно государству, что позволяет говорить о финансово-правовой природе валютных правонарушений. При этом следует отметить, что механизм финансово-правового регулирования валютных отношений включает нормотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов власти РФ по установлению правового статуса субъектов валютных правоотношений, контроль за соблюдением законов и подзаконных актов, регулирующих финансовую деятельность государства, а также привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютная ответственность является видом финансово-правовой ответственности и представляет собой ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Основанием валютной ответственности является валютное правонарушение.

Ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику любых правовых явлений и предполагает определенный по- рядок реализации ответственности.

Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Еще одной характеристикой ответственности за нарушения валютного законодательства является тот факт, что она влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.

За нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

В нормативных правовых актах не содержится понятия нарушения валютного законодательства РФ. Для определения указанной дефиниции следует исходить из

Определения Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 № 50-О «По жалобе закрытого акционерного общества “Производственно- коммерческая компания “Пирамида” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”».

В частности, в названном Определении указано следующее: «Взыскание на основании пункта 4 статьи 14 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” сумм штрафов и иных санкций является наказанием за валютное правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности.

При наличии валютного правонарушения орган валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Однако это решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа в бесспорном порядке не может производиться, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица». Из данного Определения следует, что Конституционный Суд РФ сформулировал определение валютного правонарушения.

Валютное правонарушение — это противоправное виновное деяние, с вершенное резидентом или нерезидентом умышленно или по неосторности, за которое валютным законодательством предусмотрена юридическая ответственность. Субъектами валютного правонарушения выступают резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства.

Такими субъектами выступают соответствующие физические и юридические лица, обладающие валютной право- и деликтоспособностью. Например, физические лица могут обладать одним из двух видов дееспособности:

  • общей валютной дееспособностью, представляющей собой способность лица своими действиями приобретать права и обязанности в связи с совершением нелицензируемых валютных операций,
  • расширенной общей валютной дееспособностью — аналогичной способностью в отношении валютных операций, для совершения которых законодательство требует получения специального разрешения (лицензии) полномочного государственного органа.

Субъект валютного правонарушения — участник валютной операции. Участниками валютных операций могут быть также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, определенные в действующем законодательстве резидентами (ст. 1 Закона о валютном регулировании).

Следовательно, указанные резиденты, являясь самостоятельными субъектами права, через действующие от их имени органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать непосредственными субъектами валютных правоотношений и в соответствующих случаях — субъектами валютных правонарушений.

Хотя правовой статус Российской Федерации, являющейся суверенным субъектом международного права, равно как и иностранных государств и международных организаций, в валютной сфере не может рассматриваться с точки зрения института резидентства, поскольку формируется главным образом комплексом норм международного публичного финансового права.

Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. Неосторожность означает, что субъект предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся их предотвратить, либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела.

При этом юридическое лицо признается виновным в со- вершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общим объектом валютных правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Объективную сторону валютного правонарушения характеризует совершенное деяние, выраженное в конкретном действии (бездействии) субъекта правонарушения, а в некоторых случаях — и наступление общественно опасных последствий (или угроза возникновения таких последствий), а также необходимая причинно-следственная связь между деяниями и наступившими последствиями.

Административная ответственность за нарушения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ, в которой предусмотрены следующие составы админи- стративных правонарушений:

  • осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым про- изведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ (ч. 1),
  • представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2),
  • непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2.1),
  • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 4),
  • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной де- ятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 5),
  • несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок (ч. 6),
  • нарушение установленных сроков представления форм учета и от- четности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 10 дней (ч. 6.1),
  • нарушение установленных сроков представления форм учета и от- четности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 10, но не более чем на 30 дней (ч. 6.2),
  • нарушение установленных сроков представления форм учета и от- четности по валютным операциям, подтверждающих документов и ин- формации при осуществлении валютных операций более чем на 30 дней (ч. 6.3).

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Санкции указанной статьи установлены в виде штрафа.

Уголовная ответственность. Действующий УК РФ предусматривает две статьи, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства. Это ст. 193 («Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте») и ст. 186 («Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»).

В соответствии со ст. 193 УК РФ уголовная ответственность наступает в случае невозвращения в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Статья 186 УК РФ предусматривает уголовную ответственность:

  • за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте (ч. 1),
  • деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные в крупном размере (ч. 2),
  • деяния, предусмотренные ч. 1 и 2, совершенные организованной

    группой (ч. 3).

Важно отметить, что основная санкция валютного права, которая но- сит общий характер, установлена ст. 25 Закона о валютном регулировании: «Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Статья 25 Закона о валютном регулировании носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства.

К санкциям за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ относится штраф. К видам уголовного наказания следует отнести: лишение свободы, штраф, принудительные работы и ограничение свободы.

Особый практический интерес представляет применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам. Здесь следует уточнить, что необходимо разделять ответственность банков за на- рушение правил о банковских операциях, включая соблюдение установленных Банком России обязательных нормативов, и за нарушение норм валютного законодательства.

Особенности ответственности уполномоченных банков установлены Указанием ЦБ РФ от 12.02.1999 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

Финансовые санкции, административное взыскание и уголовное наказание сближает то, что все они применяются за неисполнение правонарушителем своих публично-правовых обязанностей (например, нарушение установленного порядка совершения валютных операций).

Из норм Закона о валютном регулировании следует, что ответственность направлена на восстановление отношений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, происшедших в результате валютного правонарушения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: