Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации городах федерального значения

Федеральное законодательство предусматривает особую организацию местного самоуправления на следующих территориях:

  • города федерального значения,
  • в закрытых административно-территориальных образованиях,
  • в наукоградах, на приграничных территориях,
  • в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции),
  • на территории инновационного центра «Сколково»,
  • на территориях опережающего социально-экономического развития.

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловлены их двойным статусом. С одной стороны город федерального значения – это субъект Российской Федерации, обладающий всем комплексом конституционных прав, характерным для государственно-правовых образований такого типа. С другой стороны – это город, которому свойственны признаки муниципального образования.

Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» закрепляется такой термин как особенности муниципального образования под которым подразумеваются основанные на объективных характеристиках территориальные, географические, культурные, экономические и иные особенности муниципального образования, установленные в целях определения перечней вопросов местного значения для каждого муниципального образования исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства на основании социально-экономической, технологической и иной взаимозависимости территорий муниципальных образований, единства рынка товаров и услуг коммунального назначения, требующих согласованного принятия решений органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей одного или нескольких муниципальных образований.

Согласно ФЗ № 131 в городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

Так, согласно Уставу города Москвы местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

В городах федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06 ноября 2002 г. № 56 закрепил, что местное самоуправление в субъекте Российской Федерации городе федерального значения Москве (далее местное самоуправление) – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях:

  • муниципальных округах,
  • городских округах,
  • поселениях.

То есть законодатель субъекта указывает на наличие нового вида муниципального образования, неизвестного федеральному законодательству,- муниципальный округ. Тем не менее, федеральный законодатель не предоставлял субъектам РФ права вводить новые виды муниципальных образований, вносить изменения в перечень их видов, установленный на федеральном уровне.

Образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Установленные законами РФ источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации городов федерального значения.

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации городов федерального значения.

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться. При этом необходимо учитывать, что требования Федерального закона о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой муниципального образования, могут не применяться к депутатам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Законами субъектов Российской Федерации городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации городов федерального значения, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.

Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации городов федерального значения.

Муниципальные образования городов федерального значения имеют собственные органы власти.

Так, в городе Москве структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган местного самоуправления, образуемый в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования (имеет наименования Совет депутатов муниципального округа, Совет депутатов городского округа, Совет депутатов поселения),
  • глава муниципального образования (имеет наименование глава муниципального округа, глава городского округа, глава поселения),
  • исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, образуемый в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, уставом муниципального образования (администрация муниципального округа, администрация городского округа, администрация поселения),
  • другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, администрации и главы муниципального образования на территории города Москвы является обязательным.

Таким образом, можно выделить следующие особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения:

  • местная администрация может не формироваться,
  • уставом муниципального образования может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования (т.е. один человек может быть одновременно и главой муниципального образования, и главой местной администрации, и председателем представительного органа),
  • численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек,
  • представительный орган внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (т.е. возможны ситуации, когда представительный орган не является юридическим лицом),
  • в случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации,
  • перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства,
  • источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства,
  • состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: