Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления закупок товаров и связанных с такими закупками услуг для обеспечения муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (далее перечень), определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае утверждения перечня законом субъекта Российской Федерации.
В перечень могут быть включены топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками. Включение в перечень иных товаров и услуг не допускается.
Закупки иных товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» (см. Приложение № 2 к учебнику).
Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра Сколково устанавливаются Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Исходя из смысла федерального закона инновационный центр «Сколково» (далее – инновационный центр, Центр, Сколково) – это совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры. Инфраструктура территории инновационного центра – это совокупность территории инновационного центра, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся на территории инновационного центра.
Земельные участки, а также жилые помещения, входящие в состав инфраструктуры находящиеся в границах территории инновационного центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности.
Имущество, входящее в состав инфраструктуры территории инновационного центра, может быть использовано исключительно в целях обеспечения реализации проекта.
В целях обеспечения функционирования инфраструктуры инновационного центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия:
- подготавливает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов,
- утверждает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов, выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра,
- присваивает наименования улицам, площадям и иным объектам на территории Центра, где проживают граждане, устанавливает нумерацию домов,
- организует освещение улиц, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов,
- предоставляет разрешения на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства,
- утверждает форму градостроительного плана земельного участка,
- проводит экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации,
- согласовывает установку рекламных конструкций на территории Центра и принимает решения о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций,
- организует строительство и эксплуатацию автомобильных дорог,
- организует создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры, находящихся на территории Центра,
- создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения,
- организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом,
- организует сбор, вывоз твердых бытовых отходов и мусора, а также благоустройство и озеленение территории Центра,
- создает условия для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также для организации досуга,
- организует строительство жилых помещений и их содержание,
- предоставляет жилые помещения, определяет основания и порядок выселения из жилых помещений,
- организует предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования путем создания или организации создания негосударственных образовательных учреждений,
- предоставляет разрешения на осуществление образовательной деятельности,
- утверждает правила осуществления образовательной деятельности,
- организует оказание медицинской помощи в рамках частной системы здравоохранения,
- предоставляет разрешения на осуществление медицинской деятельности,
- утверждает правила осуществления медицинской деятельности. Финансовое обеспечение указанной деятельности, осуществляется за счет собственных средств управляющей компании, собственных средств дочерних обществ управляющей компании, средств федерального бюджета, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исследовательская деятельность на территории Сколково осуществляется по следующим направлениям:
- энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий,
- ядерные технологии,
- космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры),
- медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств,
- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Особенность организации местного самоуправления на территории Сколково, кроме того, определяется тем, что отдельно устанавливается перечень полномочий, которые не могут выполнять органы местного самоуправления на территории Центра и осуществляются управляющей компанией:
- резервирование земель и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения,
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения,
- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка,
- обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории Центра и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства,
- выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций,
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации,
- проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, «Сколково» – это не муниципальное образование, инновационный центр «Сколково» расположен на части территорий двух муниципальных образований городского поселения Новоивановское и городского поселения Одинцово в восточной части Одинцовского района Московской области. В пределах территории инновационного центра «Сколково» существенно ограничены полномочия органов местного самоуправления (например, резервирование земель и изъятие земельных участков). Кроме того, органы местного самоуправления должны размещаться вне территории Центра.
Особенности организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития
В своем Послании Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. Президент РФ отметил: «…в 2016 году заканчивается срок действия таможенных преференций для Калининградской области. Необходимо реализовать уже подготовленные альтернативные меры поддержки региона,чтобы сохранить здесь комфортный режим предпринимательской деятельности.
Прошу Правительство максимально оперативно провести эту работу. Также прошу депутатов не затягивать с рассмотрением закона о территориях опережающего развития
Кроме того, предлагаю распространить режим территорий опережающего развития на новые проекты в ряде моногородов, в тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная, и не ждать три года, как это сейчас предусмотрено законопроектом (он уже прошел, по-моему, первое чтение), а внести в этот законопроект изменения и начать работу уже сейчас по моногородам.
И конечно, ключевую роль территории опережающего развития должны сыграть в подъеме Дальнего Востока. Мы объявили о масштабных планах развития этого региона, и эти планы, конечно, будут реализованы».
30 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 473).
Указанным законом определяется, что территория опережающего социально-экономического развития – это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа.
Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.
Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:
- перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом,
- минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития,
- положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза,
- описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития,
- при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами территории опережающего социально-экономического развития технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.
Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправлении.
Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.
В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании территории опережающего социально-экономического, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым могут устанавливаться:
- обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего социально-экономического развития,
- обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития,
- порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования,
- порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития,
- порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего социально-экономического развития, после прекращения существования территории опережающего социально-экономического развития,
- условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот,
- перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по их образованию.
Решение об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления.
Территория опережающего социально-экономического развития не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития. В состав территории опережающего социально-экономического развития не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.
Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.
Существование территории опережающего социально-экономического развития прекращается по решению Правительства Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа в случае, если:
- это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства,
- по истечении трех лет с даты принятия решения о создании территории опережающего социально-экономического развития не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты.
ФЗ № 473 устанавливает особенности создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, а также отдельных мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.