Особенности назначения на должности и прохождения службы в органах прокуратуры

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Согласно Закону о прокуратуре РФ в редакции Федеральным законом от 22.12.2014 № 427-ФЗ, на должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия первого заместителя или невозможности исполнения им своих обязанностей – один из

заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

В соответствие с изменениями, введенными в Закон о прокуратуре РФ Федеральным законом от 22.12.2014 № 427-ФЗ назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации производится в следующем порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представление о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

В свою очередь, Президент Российской Федерации вносит представление в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по кандидатуре заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который должен быть не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, а также имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру.

Федеральным законом от 22.12.2014 № 427-ФЗ внесены изменения и в порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров.

Согласно данным изменениям прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Для назначения прокурора субъекта Российской Федерации на должность необходимо пройти процедуру согласования с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

Иные прокуроры – военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской

Федерации.

К назначаемым на должности прокуроров субъекта Российской Федерации или прокурорам, приравненным к прокурорам субъекта Российской Федерации, предъявляются следующие требования.

Во-первых, они должны быть гражданами Российской Федерации, во-вторых, не моложе 30 лет, в-третьих, отвечать иным требованиям, предъявляемым к лицам, назначаемым на должности прокуроров, в-четвертых, имеющие стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, – пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Данное исключение заключается в том, что Генеральный прокурор Российской Федерации, на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

Таким образом, в настоящее время максимальный срок пребывания в должности прокурора конкретного субъекта Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации на одной должности, может быть не более десяти лет.

Законом о прокуратуре РФ допускается назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, но только с согласия Президента Российской Федерации и на срок не более шести месяцев.

Единственно, что для освобождения от исполнения обязанностей по указанной должности не требуется согласие Президента Российской Федерации, и оно осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации самостоятельно (в ред. Федерального закона от 22.12.2014

№ 427-ФЗ).

Практически остался без изменения порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров. По-прежнему прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Однако Федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ внес изменения в возраст назначаемого на должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора.

В настоящее время на данную должность назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвечающий требованиям, предъявляемым к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Еще одной новеллой, введенной в Закон о прокуратуре РФ Федеральным законом от 22.12.2014 № 427-ФЗ, является то, что на должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к лицам, назначаемым на должности прокуроров, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров – пять лет. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до

пяти лет.

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры Российской Федерации, а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей (п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 233-ФЗ).

Служба в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Однако, согласно изменениям, внесенным в Закон о прокуратуре РФ Федеральным законом от 21.07.2014 № 233-ФЗ, помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, установлено, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры в случаях:

а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и организациях прокуратуры,

б) прекращения гражданства Российской Федерации,

в) нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника,

г) несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,

д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну,

е) утраты доверия в соответствии со статьей 41.9 Закона о прокуратуре РФ.

Особым основанием для увольнения для прекращения службы в органах и организациях прокуратуры и увольнения прокурорского работника является наличие заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника.

Заслуживает внимания и более подробного рассмотрения такое основание для увольнения по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры как увольнение в связи с утратой доверия, поскольку данное основание, по мнению автора, тесно переплетено с пунктами «в, г, д» ст. 43 Закона о прокуратуре РФ.

Под утратой доверия для прокурорских работников понимается следующее:

непринятие работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,

непредставление работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений,

участие работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом,

осуществление работником предпринимательской деятельности,

вхождение работника в состав органов управления, попечительски или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации,

нарушение работником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках,

расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»,

запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

При увольнении прокурорского работника по основаниям утраты доверия, обязательно проводиться служебная проверка (доклад кадровой службы о результатах проверки, решение специальной комиссии или аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов) на предмет не только установления вышеназванных оснований, но и позиции руководителя данного должностного лица, которому было известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности.

В случае выявления факта непринятия руководителем мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник, , тем более его сокрытия, он также подлежит увольнению в связи с утратой доверия (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 233-ФЗ).

Нельзя сказать, что при установлении оснований для утраты доверия, проведенное служебное расследование завершается обязательно увольнением.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 41.8 и 41.9 Закона о прокуратуре РФ, обязательно учитываются характер совершенного работником коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение работником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения работником своих должностных обязанностей.

В

случае установления в действиях прокурорского работника малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебном поведению федеральных государственных служащих и регулированию

конфликта интересов (аттестационной комиссии) к нему может применено взыскание в виде замечания или выговора (п. 3.1 ст. 43.10 Закона о прокуратуре РФ введен Федеральным законом от 28.11.2015 № 354-ФЗ)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: