Особенности минимизации банковских рисков в зарубежных странах. Вопросам минимизации банковских рисков уделяется довольно много внимания в зарубежных странах.
Одним из способов минимизации является установление группы требований, направленных на обеспечение финансовой стабильности, в особенности — платежеспособности кредитных институтов, а также надлежащего надзора за их деятельностью.
Соблюдение указанных выше требований позволяет кредитным институтам вести банковскую деятельность обдуманно, оценивать и взвешивать банковские риски по каждой проводимой сделке и предпринимать меры, направленные на оптимизацию существующих рисков. Тем самым обеспечивается безопасное функционирование банковской системы государства и его финансовая устойчивость в различных экономических условиях.
К основным нормативам деятельности кредитных институтов за рубежом относятся требования:
- о ведении консолидированного надзора в целях создания единого внутреннего банковского и финансового рынка, а также защиты интересов вкладчиков кредитных институтов,
- об обеспечении определенных минимальных значений собственных средств, способствующих усилению надзора за кредитными институтами (особенно надзора за крупными рисками),
- о поддержании коэффициентов платежеспособности кредитных институтов — неких пропорциональных значений между собственными средствами кредитного института (числитель) и скорректированными с учетом риска активами и внебалансовыми статьями (знаменатель),
- о соблюдении минимальных значений достаточности капитала инвестиционных фирм и кредитных институтов в целях обеспечения стабильности кредитных институтов и защиты инвесторов,
- о необходимости учета крупных рисков кредитных институтов, направленных на обеспечение безопасного и разумного осуществления банковской деятельности. При этом риск кредитного института рассматривается в качестве крупного, если он удовлетворяет двум критериям, один из которых относится к составу должников кредитного института, а второй — к размеру обязательства.
Зарубежным законодательством устанавливаются различные ограничения крупных рисков (например, риск в отношении клиента или группы связанных клиентов не должен превышать 25% собственных средств кредитного института).
Контроль за достаточностью уровня финансовых рисков в Европе осуществляется значительным числом различных организаций, в том числе:
- Комитетом по глобальной финансовой системе представителей цен- тральных банков стран G-10, который осуществляет краткосрочный мониторинг состояния глобальной финансовой системы, анализ функционирования финансовых рынков, экспертизу угроз стабильности финансовых рынков и глобальной финансовой системы и реагирование на них,
- Базельским комитетом по банковскому надзору, созданным в конце 1974 г. после финансовых потрясений на международных валютных рынках и рынках банковских услуг управляющими центральных банков стран
G-102.
Основными направлениями деятельности Комитета являются: унификация важнейших в мире правил надзора за банковской деятельностью, исследование вопросов достаточности капитала, выработка правил консолидированного надзора за банками.
Основной постулат Базельского комитета можно сформулировать следующим образом: международная финансовая система нуждается в укреплении путем создания и распространения правовых стандартов надзора.
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что именно международная (трансграничная) банковская деятельность обусловила появление обособленного нормативного комплекса в рамках международного банковского права, цель которого заключается в достижении международно согласованных стандартов банковского регулирования.
Нормы, принципы и рекомендации, разработанные различными между- народными структурами, чья деятельность в той или иной степени касается функционирования финансовых рынков, оказывают сильнейшее влияние на формирование законодательной базы Европейского союза (ЕС) и в конечном счете на имплементацию международных принципов в право ЕС и унификацию государств — членов ЕС.
Признавая значимость риск-ориентированного подхода к банковской деятельности, Базельский комитет по банковскому надзору 26 июня 2004 г. принял Соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (International convergence of capital measurement and capital standards: a revised framework) (далее — «Базель-2»), в котором установил требования к достаточности капитала банков и определил способы оценки основных рисков. «Базель-2» состоит из трех основных компонентов (частей):
- минимальных требований к капиталу,
- надзорного процесса,
- рыночной дисциплины, в том числе правил раскрытия банковской информации.
В целом «философия Базеля заключается в том, что уровень банковского капитала должен соответствовать структуре рисков, которые принимает на себя банк. Соотношение активов, пассивов и капитала является ключевым показателем деятельности банка и наиболее полно характеризует степень его устойчивости».
Данный документ призван уравновесить все банковские риски, принимаемые кредитной организацией в ходе своей деятельности, и активы, имеющиеся у данной кредитной организации, с тем чтобы при возникновении кризисной ситуации в экономике сохранить свою финансовую устойчивость. 12 сентября 2010 г.
Базельский комитет по банковскому надзору принял документ, направленный на ужесточение банковского регулирования — «Базель-3». По сравнению с «Базелем-2», рассматриваемым документом установлены более жесткие требования к капиталу банков, соотношению его рисков и доходности. Основными постулатами «Базеля-3» являются:
- ужесточение требований к достаточности,
- предъявление требований по созданию запасов капитала сверх регулятивного минимума и осуществление перехода к формированию резервов на возможные убытки на основе модели ожидаемых, а не понесенных потерь,
- установление минимального показателя уровня ликвидности, позволяющего оценивать, располагает ли банк возможностями продолжать свою деятельность в течение ближайшего месяца, а также показателя долгосрочной ликвидности (один год),
- усиление дисциплины в сфере торговли финансовыми инструментами, внебиржевыми деривативами, опционами, стандартизация их торговли, осуществление торговли через централизованные структуры и иные.
«Базель-3» представляет собой комплексный набор мер по реформе, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору, укреплению регулирования, надзора и управления рисками в банковском секторе. Эти меры направлены:
- на улучшение способности банковского сектора абсорбировать шоки, связанные с финансово-экономическим стрессом, независимо от источника,
- улучшение управления рисками,
- укрепление прозрачности банков и раскрытия ими информации. Основными целями регулирования являются:
- микропруденциальное регулирование — регулирование на уровне конкретного банка, которое будет способствовать повышению стрессоустойчивости отдельных кредитных организаций,
- макропруденциальное регулирование — регулирование общесистемных рисков, которые могут накапливаться в банковском секторе, а также проциклическое усиление этих рисков с течением времени.
Эти два подхода к надзору дополняют друг друга, так как большая устойчивость на уровне отдельных банков снижает риск общесистемных потрясений. Формирование модели социального рыночного хозяйства в России предполагает модернизацию национальных финансовых институтов, соответствующие трансформационные преобразования в экономике, обусловленные стратегическими интересами страны и современными тенденциями ее развития в условиях глобализации.
Анализ банковских рисков, являющихся угрозами безопасности банковской системы, свидетельствует о необходимости их рассмотрения как основных факторов неустойчивости банковской системы. Таким образом, для оценки угроз банковской системе (как в целом, так и в отдельных сегментах), необходимо учитывать всю совокупность существующих в ней рисков, а также и их уровень.
В России основу пруденциального регулирования банковской деятельности составляют:
- обязательные экономические нормативы,
- резервные требования Банка России.