Основные группы криминалистических профилактических мер

Основные группы криминалистических профилактических мер

Своевременное обнаружение (выявление) замышляемых, подготавливаемых и совершенных преступлений выражается в получении достоверной информации об объектах криминалистического профилактического воздействия, а именно:

  • лицах, замышляющих, подготавливающих и совершивших преступления,
  • действиях людей, характеризующих способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений,
  • орудиях и средствах совершения преступления,
  • объектах и предметах преступного посягательства,
  • обстоятельствах, способствовавших совершению и сокрытию преступлений.

Закрепление в материалах уголовного дела сведений о замышляемых преступлениях (обнаружение умысла уголовно не наказуемо) наряду с уже совершенными уголовными деяниями поможет суду при рассмотрении конкретного уголовного дела глубже исследовать личность виновного и назначить ему справедливое наказание.

Средства и методы быстрого, полного раскрытия и качественного расследования преступлений предполагают активное участие следователей в раскрытии преступлений «по горячим следам», с использованием факторов внезапности.

С целью достижения превентивной задачи следователь обязан также обеспечить всесторонность, полноту и объективность расследования каждого преступления, поскольку раскрытие и расследование конкретных преступлений, равно как и применение уголовно-правовых мер, является самостоятельным видом предупреждения преступности.

Криминалистические средства и методы пресечения преступной деятельности выражается в своевременной реализации следователем в отношении подозреваемых и обвиняемых меры уголовно-процессуального принуждения (ст. 98 УПК РФ), направленные на пресечение преступной деятельности.

Судебно-следственная практика показывает, что вовремя проведенные задержание в порядке ст. 91 УПК РФ либо заключение под стражу лидеров и членов организованных преступных сообществ, коррумпированных чиновников, профессиональных преступников зачастую позволяет предотвратить не только дальнейшую противоправную деятельность, но и их активные попытки по уклонению от уголовной ответственности, и в оптимальные сроки собрать доказательства о совершенных преступлениях.

Криминалистические средства, направленные на создание условий, способствующих ликвидации последствий совершённого преступлений, выражающиеся в использовании информации доказательственного характера и мер уголовно-процессуального принуждения в целях возмещения вреда потерпевшим физическим и юридическим лицам. Алгоритм работы в данном направлении включает в себя следующие действия:

  • активный поиск утраченных материальных ценностей и возвращение их собственнику,
  • определение размера ущерба и круга лиц, ответственных за его образование,
  • определение размера той части ущерба, которая подлежит возмещению по конкретному уголовному делу,
  • установление возможных источников возмещения ущерба,
  • принятие мер по обеспечению целостности и сохранности обнаруженного имущества,
  • принятие гражданского иска и признание лица (физического или юридического) гражданским истцом,
  • привлечение лица в качестве гражданского ответчика.

Средства и методы, направленные на выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению и сокрытию преступлений. В группе криминалистических профилактических мер работа по выявлению и устранению криминогенных обстоятельств носит завершающий характер по отношению к указанным выше разновидностям следственной профилактической деятельности. Это подтверждается, в том числе, и мнением законодателя, который раскрыл правовой порядок устранения следователем обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, именно в ст. 158 УПК РФ, регламентирующей окончание предварительного расследования.

В процессе расследования уголовных дел причины и условия, способствовавших совершению преступления, устанавливаются для того, чтобы принять меры к их устранению. Эффективность этих мер определяется степенью ликвидации обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Единственная форма процессуального реагирования на обнаруженные в процессе расследования причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, является внесение органами предварительного расследования представлений, судом – частных определений (постановлений).

Представление следователя это процессуальный документ, содержащий властное требование следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, основанных на доказательствах, полученных в порядке, установленном законом. В соответствии с пунктом 2 статьи 158 УПК РФ представление следователя порождает обязанности учреждения и должностных лиц, которым оно адресовано, принять меры по устранению обнаруженных причин и условий, способствовавших совершению преступления.

В зависимости от времени направления, целей, субъектов представления могут быть классифицированы:

По видам:

  • экспресс-представление (срочное, сигнальный лист),
  • представление (по итогам расследования),
  • обобщенное представление (по ряду дел).

По целям превенции:

внешние:

  • об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления,
  •  о недостойном поведении члена коллектива,
  • о поощрении лиц, отличившихся при охране общественного порядка или в борьбе с преступностью,

    внутренние: об устранении недостатков в деятельности органов дознания,
  • специальные: о ликвидации криминогенных обстоятельств по конкретному уголовному делу,
  • обобщенные: об устранении криминогенных факторов на основе обобщенных данных по определенным составам преступлений, территориям и отраслям народного хозяйства.

По времени направления:

  • в стадии возбуждения уголовного дела,
  • в стадии предварительного расследования,
  • в первоначальный период (срочное),
  • перед окончанием расследования,

После окончания расследования (обобщенное представление).

По субъектам, правомочным

Направлять представления:

  • следователь,
  • начальник следственного подразделения,
  • лицо, производящее дознание (начальник органа дознания),
  •  прокурор.

Выполнять представление:

  • руководители министерств, ведомств,
  • учреждений, предприятий, организаций,
  • общественных организаций и органов,
  • учебных заведений и т.д.

Представление как процессуальный документ должен содержать необходимые реквизиты, быть грамотным, юридически обоснованным, отвечать требованиям целесообразности и этики. В этом документе должны быть отражены все черты, свойства, присущие решению как правовому акту, характеризующие его законность и обоснованность.

Представления можно вносить в период расследования и после его окончания. Представление составляется в трех экземплярах. Первый из них направляется на предприятие, в учреждение или общественную организацию. Второй экземпляр подшивается в уголовное дело, третий передается начальнику следственного подразделения (при наличии такой практики).

В соответствии с п. 2 ст. 158 УПК РФ предприятия, учреждения и общественные организации, получившие представления, обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть его, принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и сообщить об этом следователю. Содержание этой статьи указывает на обязанность следователя контролировать выполнение требований, сформулированных в представлении.

Контроль за своевременностью рассмотрения внесенного представления и принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, должен начинаться не с момента истечения месячного срока, предоставленного для ответа, а с момента направления представления адресату.

Работа следователя по контролю за исполнением представления должна находить отражение в плане расследования.

К числу основных организационных форм работы следователя по контролю за исполнением представлений относятся:

  • напоминание в устной или письменной форме руководителям органов, предприятий, учреждений, или организаций о необходимости принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и сообщить о них следователю в установленный законом срок,
  • непосредственное ознакомление на предприятиях с процессом реализации рекомендаций и предложений, изложенных в представлении следователя,
  • обращение за содействием к руководителям вышестоящих органов и организаций с просьбой дать указания подчиненным им предприятиям о принятии в соответствии с представлением мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Особую роль в организации воспитательно-предупредительной деятельности следователя играет начальник следственного подразделения. В соответствии со ст. 39 УПК РФ начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователя не только по раскрытию, но и по предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Прокурор при поступлении к нему уголовного дела от органа дознания или следователя должен проверить, выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления и приняты ли меры по их устранению. По правилу, прокурор не должен утверждать обвинительное заключение, если по делу не выявлены обстоятельства способствовавшие совершению преступления. В этом случае дело возвращается следователю с письменными указаниями прокурора для производства дополнительного расследования. Если эти обстоятельства установлены, но не отражены в обвинительном заключении, то дело возвращается с письменными указаниями прокурора для пересоставления обвинительного заключения (ст. 221 УПК РФ). Такой подход законодателя к регулированию рассматриваемых вопросов обусловлен тем, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, неразрывно связаны не только с объективной обстановкой, но и личностями обвиняемого и потерпевшего. Поэтому невыполнение органами дознания и следователями профилактической функции резко негативно сказывается не только на предупреждении преступлений, но и на законном и обоснованном судебном разрешении конкретного уголовного дела.

Следователям нельзя ослаблять внимание к выявлению и коррекции обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. В уголовном законе имеется масса преступлений, причины и условия которых необходимо устранять средствами и методами криминалистики. Это, в первую очередь, преступления против жизни и здоровья людей, конституционных прав и свобод человека, семьи и несовершеннолетних, в сфере собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, воинские преступления и многие другие.

Работа следователя по предупреждению различных видов умышленного противодействия расследованию является специфическим видом следственной профилактической деятельности и преследует цель создания средствами и методами криминалистики благоприятных условий для неотвратимости уголовного наказания и сокращения сроков привлечения к уголовной ответственности.

Предупредительная деятельность следователя имеет многоплановый сложный характер, определяется уголовно-процессуальными нормами и осуществляется с помощью различных средств, предусмотренных законом (следственные действия и процессуальные акты, меры пресечения и уголовно-процессуальной ответственности, меры воспитательного воздействия и процессуального контроля).

Она обладает следующими признаками:

  • имеет государственно-властный характер, поскольку исходит от представителя правоохранительных органов и вытекает из требований закона, реализуется лишь средствами, предусмотренными законом,
  • действует в определенный промежуток времени (срок предварительного расследования),
  • распространяется, главным образом, на лиц, оказавшихся в сфере предварительного расследования,
  • осуществляется в большинстве случаев не самостоятельно, а наряду с решением других задач уголовного судопроизводства.

Усиление предупредительного воздействия тесно связано с использованием следователем помощи общественности, с действенным контролем со стороны начальника следственного отдела, активизацией прокурорского надзора, что нуждается в самостоятельном глубоком исследовании.

Таким образом, в настоящее время существует неотложная потребность в овладении следователями всем арсеналом предупредительных процессуальных средств, что позволит уменьшить издержки обвинительного «уклона», будет способствовать общему повышению качества и эффективности профилактики преступлений в уголовном судопроизводстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: