1. Понятие органа исполнительной власти
2. Административно-правовой статус органа исполнительной власти
1. Понятие органа исполнительной власти
Орган исполнительной власти – организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
2. Административно-правовой статус органа исполнительной власти
Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникают одновременно с их образованием и определением компетенции, прекращаются в связи с их упразднением.
Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.
Органы исполнительной власти:
• наделены оперативной самостоятельностью,
• осуществляют организационно-распорядительную деятельность,
• имеют, как правило, постоянные штаты,
• подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти,
• образуются вышестоящими органами.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:
• целевого (включает нормы о задачах, целях, принципах, деятельности, функциях),
• организационно-структурного (предусматривает правовые предписания, регламентирующие: реорганизации и ликвидации, порядок образования, линейную и функциональную подчиненность структуру),
• компетенционного – это совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области контроля, планирования и т.п.).