Организация местного самоуправления в России в конце XX и в начале XXI веков

Начало 90-х годов XX в. отмечается важнейшими событиями для российского государства в целом и для становления местного самоуправления в частности. Начался процесс активного формирования совершенно новой правовой базы местного самоуправления.

Среди нормативных правовых актов указанного периода важнейшими являются Закон СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а так же Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».

Принятие последнего из указанных Законов подразумевало начало кардинального реформирования местного самоуправления в нашей стране. Однако на тот момент построение совершенно новой модели местного самоуправления не было обеспечено правовыми, экономическими, финансовыми и организационными гарантиями и осталось лишь на бумаге.

Местное самоуправление как новая для нашего государства правовая категория впервые была закреплена в упомянутом выше Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г., а затем применено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР № 22-1 от 12 июня 1990 г.

Декларация закрепила реформирование государственного механизма и создание на местах новой власти – местного самоуправления.

Таким образом, произошло правовое признание местного самоуправления.

Дальнейшее развитие местного самоуправления связано с изданием 26 октября 1993 г. Указа Президента РФ № 1760 «О реформе местного самоуправления в РФ» и принятием на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Данные документы, по сути, закрепили основные направления развития местного самоуправления в России. Была определена «роль местного самоуправления в системе управления делами государства как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления».

Названный выше Указ утвердил Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, согласно которому:

  • органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являлись выборные и другие органы местного самоуправления собрание представителей, глава местного самоуправления. На территориях, включающих несколько городских или сельских поселений, совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий,
  • в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление могло осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В иных населенных пунктах (городах, городских, сельских поселениях и др.) предусматривалось создание представительных коллегиальных органов местного самоуправления и главы местного самоуправления. В городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек глава администрации назначался главой администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа либо избирался населением,
  • выборный представительный орган местного самоуправления работал, как правило, на непостоянной основе и созывался на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления. При этом решения выборного представительного органа подписывались главой местного самоуправления. В компетенцию выборного представительного органа местного самоуправления входило: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также установление местных налогов и сборов (по представлению и согласованию с главой местного самоуправления), утверждение программы развития территорий, принятие положения (устава) о местном самоуправлении, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления,
  • в компетенцию главы местного самоуправления входило: управление муниципальным хозяйством, распоряжение имуществом и объектами муниципальной собственности, разработка местного бюджета, обеспечение его исполнения, а также выполнение иных исполнительно-распорядительных функций. Причем данные функции глава местного самоуправления осуществлял непосредственно или через образуемые им органы,
  • органы местного самоуправления наделялись правом самостоятельно определять структуру местного самоуправления.

Реформирование местного самоуправления повлекло за собой принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который установил, что местное самоуправление самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. При этом отмечалось, что местное самоуправление признается в нашей стране и гарантируется Конституцией РФ. Данному событию предшествовало одно важное событие. Как отмечают историки впервые в истории российского самоуправления 17 февраля 1995 г. было проведено Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах РФ.

Президентские выборы июня-июля 1996 г. выявили новую черту общественно-политической ситуации в России – самоуправление стало достаточно влиятельной силой, чтобы принять участие в определении характера дальнейшего развития страны. Привычный для большинства политиков «двухполюсный мир», где связи определялись по линии «центр – область» приобрел третье измерение муниципальное. Практически все кандидаты в Президенты России игнорировали роль местного самоуправления, возможности и влияние местных глав городских и поселковых администраций, – и проиграли. Они не смогли охватить «глубинку». Наоборот, феномен роста рейтинга Б. Ельцина и его победа во многом связаны с тем, что ему удалось при посредничестве Общероссийского движения в поддержку Ельцина и Общественно-политического движения «Наш дом – Россия», опереться на потенциал самоуправления.

25 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», который послужил своего рода фундаментом для развития финансово-экономической местного самоуправления.

Начиная с 1995-1997 гг. муниципальные образования обрели реальную экономическую самостоятельность, что во многом способствовало дальнейшему развитию местного самоуправления.

В целях развития организационных основ местного самоуправления 8 января 1998 г. принят Федеральный закон № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который определил правовой статус, основные права и обязанности муниципальных служащих, а также гарантии их деятельности.

Сегодня местное самоуправление в России осуществляется на основе многочисленных правовых актов, в том числе и международных, однако центральное место в правовом регулировании местного самоуправления принадлежит Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: