Общие положения тактики допроса

При допросе следователю необходимо учитывать психологические закономерности формирования показаний, условия формирования показаний, субъективные особенности допрашиваемых лиц. Процесс формирования показаний складывается из следующих стадий: восприятие, запоминание, воспроизведение.

Существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на указанные процессы. К объективным факторам, влияющим на восприятие, следует отнести то, что не зависит от воли человека: неблагоприятные условия видимости, кратковременность наблюдения, удаленность предмета восприятия, применение преступником маскирующих средств и др. К субъективным факторам, оказывающим негативное влияние на полноту и точность восприятия, относятся дефекты органов чувств, болезненное состояние, сильное душевное волнение, усталость, нервное расстройство, алкогольное и наркотическое опьянение. Эти процессы зависят от возраста, профессии, рода занятий. Многое зависит также от того, было ли восприятие произвольным или непроизвольным. Произвольное (с заранее поставленной целью) отличается большей полнотой и точностью.

Очень часто допрашиваемые испытывают затруднения при оценке результатов восприятия ими расстояний, времени происходившего события, пространственных форм предметов. Поэтому при допросе важно выяснять, как допрашиваемый воспринимал форму, величину, цвет, пространственные отношения предметов. При этом необходимо учитывать закономерные искажения пространственно-временных, акустических и оптических явлений (например, чем больше расстояние между движущимся предметом и воспринимающим субъектом, тем движение кажется более медленным, рядом с человеком низкого роста человек среднего роста будет казаться высоким, хорошо освещенные предметы видны лучше и поэтому кажутся ближе, при различном освещении цвет предмета может существенно изменяться и т.п.).

Полное и правильное восприятие наблюдаемого события, явления, предмета само по себе еще не гарантирует точного его воспроизведения. Многое здесь зависит от психологического процесса формирования показаний запоминания. Запоминание, так же, как и восприятие зависит от множества различного рода факторов. Прежде всего, от того, было ли запоминание произвольным (осмысленным, преднамеренным) или непроизвольным. При преднамеренном запоминании объем и степень закрепления воспринятой информации значительно выше. Многое зависит от вида памяти допрашиваемого. Например, одни лучше запоминают то, что связано с движением (моторная память). У других лучше развита зрительная или слуховая память. У третьих словесно-логическая (например, юристы, писатели). У четвертых эмоциональная память, то есть то, что связано с пережитыми эмоциями (страхом, радостью, возмущением, горем и т.д.). Соответственно выделяются: образная, вербальная, двигательная и эмоциональная память. В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия. В свою очередь образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная. Вербальная память основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения. Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек. Двигательная память очень прочная. Если ребенок в раннем детстве научился плавать или кататься на велосипеде, а затем этим не занимался, то даже через много лет навыки сохраняются. Эмоциональная память — это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств. Ситуативные эмоции в основном забываются.

Необходимо учитывать возрастные особенности памяти (механическое запоминание у детей и поэтому они быстро забывают наблюдаемые ими события, быстро забывают недавние события и пожилые люди, но помнят в подробностях события молодости).

Существенное влияние на формирование показаний оказывает время, прошедшее с момента восприятия (чем меньше прошло времени, тем точнее может быть воспроизведено наблюдаемое событие). Следует иметь в виду психологические явление – так называемую реминисценцию (лат. reminiscentia воспоминание). Она представляет собой случайное, непроизвольное припоминание чего-то давно забытого или того, что человек раньше не мог почему-то вспомнить. Поэтому повторный допрос спустя некоторое время может дать необходимый результат.

Воспроизведение полученной информации определяет результативность допроса. От умелого использования тактических приемов и знания психологии представляется возможным добиться наибольшего эффекта допроса. Воспроизведение может происходить путем узнавания (при повторном восприятии объекта) и воспоминание (без повторного восприятия). Для допроса характерно воспоминание.

На воспроизведение также оказывают влияние объективные и субъективные факторы. Благоприятствуют воспроизведению уравновешенное психическое состояние допрашиваемого, что достигается созданием спокойной обстановки допроса, правильным поведением следователя и т.п. При допросе необходимо учитывать темперамент и характер допрашиваемого (меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик). Особенно терпеливым и настойчивым следует быть с меланхоликом. С холериком внимательным и предупредительным.

Четкость и правильность воспроизведения отложившейся в памяти информации во многом зависит от способности допрашиваемого правильно излагать свои мысли, ставить вопросы, отбирать для этого соответствующие содержанию языковые средства. Поэтому у допрашиваемых лиц необходимо уточнять смысл употребленного ими слова, выражения, термина и т.п. Эффективность допроса во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен, организован и тактически правильно проведен.

Условно выделяют этапы: подготовки, проведения и заключительный этап допроса.

На этапе подготовки к допросу должны решаться следующие задачи:

Определить предмет допроса. Определение предмета предстоящего допроса требует (в целях обеспечения всесторонности и полноты последнего) изучения и анализа материалов дела, выписки из них обстоятельств, по поводу которых на допросе будет необходимо получить информацию. В предмет допроса входят: обстоятельства, составляющие в соответствии со ст. 73 УПК РФ предмет доказывания по делу событие преступления (место, время, способ и другие обстоятельства совершения преступления), иные обстоятельства, знание о которых необходимо для достижения конечных целей расследования.

Изучить личность допрашиваемого лица. С учетом личностных особенностей следует определить тактику и стратегию допроса, прогнозировать линию поведения допрашиваемого, избрать тактические приемы, применение которых может принести успех. К числу наиболее существенных сторон личности допрашиваемого следует выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества, уровень его нравственности, характер типичных ценностных и поведенческих установок.

Основные методы получения информации о личности:

  • изучение биографических материалов о личности,
  • получение сведений об окружении и связях допрашиваемого,
  • результаты оперативно-розыскной деятельности,
  • изучение учебной, трудовой деятельности лица,
  • анализ иных документов (паспортные данные, справки о судимостях, копии приговоров),
  • назначение судебно-психологических экспертиз и учет их заключений в ходе допроса,
  • непосредственное наблюдение за человеком, внешним видом, установкой к факту вызова на допрос, его реакцией, эмоциями, речью, логикой рассуждения, характером оценок и т.п.,
  • так называемый блиц-опрос допрашиваемого лица.

Значительную помощь могут оказать методы профайлинга (англ. profile — профиль) совокупность психологических методов оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа признаков внешности, невербального и вербального поведения, так называемая неинструментальная детекция лжи. При личном общении в ходе зрительного контакта личность допрашиваемого оценивается по внешним признакам (одежда, поведение, мимика и др.), содержанию устной речи, так называемому языку тела (жесты, позы, телодвижения).

Далее следует определить круг других участников допроса, имеющих по закону право участвовать в нем, и принять меры к обеспечению их участия в допросе (защитника, педагога, законного представителя, эксперта, переводчика).

Наметить наилучшие с тактической точки зрения место и время допроса. Чаще всего допросы проводятся в кабинете следователя. С целью обеспечения внезапности допрос свидетелей можно проводить по месту их работы. Допрос пожилых, людей с ограниченной подвижностью, больных можно проводить по месту нахождения допрашиваемого. Лучшим временем считается проведение допроса в первой половине дня. В зависимости от обстоятельств дела и тактических особенностей допрос может проводиться в иное время. Следует избегать допросов в ночное время. Необходимо учитывать состояние допрашиваемого (усталость), режим работы, учебы. Важно учесть и предполагаемую продолжительность допроса. Недопустим вызова свидетелей и потерпевших на одно время (кроме случаев проведения очных ставок).

Подготовить необходимые материалы дела и вещественные доказательства для их тактического использования при допросе. При этом следует подобрать нужные материалы, наметить наилучшую тактическую последовательность их использования при допросе. С тем чтобы обеспечить сохранность важных документов при необходимости подготовить их копии. Эти подготовленные к предъявлению доказательства призваны сыграть роль тактических средств, направленных на оказание помощи либо преодоление ложных показаний.

Определить тактическую необходимость использования звуко- или видеозаписывающей техники для фиксации хода допроса. Главное достоинство видео- и аудиоматериалов заключается в том, что в них может содержаться существенная для расследования информация, которой не всегда может быть отражена в протоколе допроса. В частности, речевые и лексические особенности допрашиваемого, его жестикуляция или мимические реакции по ходу дачи показаний, паузы в рассказе или при ответах на вопросы, определенным образом характеризующие процесс подготовки допрашиваемым ответов на вопросы, что может свидетельствовать о искренности его показаний. Кроме того, отражая процесс допроса, аудио- и видеоматериалы фиксируют последовательность допроса, соблюдение норм УПК и прав участников допроса. Это лишает заинтересованных лиц возможности скомпрометировать результаты допроса с помощью ложных заявлений о допущенных следователем нарушениях закона.

Составление письменного плана одна из основных форм подготовки к допросу. В плане должен быть, по возможности, исчерпывающе отражен предмет допроса. Особую роль в плане играет последовательность постановки вопросов, которая определяется с учетом предмета доказывания, осведомленности следователя и особенностей личности допрашиваемого. Следует определить конкретные способы и средства тактического воздействия на допрашиваемого.

Рабочий этап допроса состоит из следующих стадий: предварительной, свободного рассказа, вопросно-ответной, фиксации показаний.

На предварительной стадии следователь выясняет анкетные данные допрашиваемого, определяет отношение допрашиваемого к расследуемому событию. Главная задача этой стадии установление психологического контакта с допрашиваемым лицом. К числу тактических средств, используемых для установления психологического контакта с допрашиваемым лицом , относятся тактические приемы эмоционального воздействия.

Среди них можно выделить:

  • вовлечение в беседу по теме, представляющей взаимный интерес,
  • снятие психологической напряженности лица, вызванного на допрос,
  • создание благоприятной обстановки допроса (ровный, спокойный тон разговора, уважительность к собеседнику, проявление такта, внимания к нему, понимание его проблем и т.п.),
  • обращение к положительным качествам собеседника, его заслугам, знакам общественного признания, уважения,
  • убеждение допрашиваемого в общественной значимости и объективности следствия и т.д.

На стадии свободного рассказа допрашиваемого основной задачей является поддержание и укрепление психологического контакта с допрашиваемым лицом, направленного на получение правдивых показаний. В ходе свободного рассказа допускается тактично задавать побуждающие к рассказу вопросы, свидетельствующие о внимании, уточняющие, детализирующие. Запрещена постановка наводящих вопросов.

На завершающей стадии допроса важно оценить полученную информацию с позиции ее всесторонности, полноты и объективности, а при обнаружении пробелов, восполнить постановкой дополнительных вопросов. Основным средством фиксации показаний служит протокол. В нем должно быть подробно, четко и последовательно изложено все то, что сообщил допрашиваемый. Протокол составляется от первого лица.

Самым распространённым является допрос свидетелей. Предметом этого допроса могут быть любые обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. Свидетелем может быть любое лицо, которое способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Исключение составляют лишь лица, в силу закона обладающие свидетельским иммунитетом. В криминалистике различают особую разновидность свидетелей-очевидцев, под которыми понимаются лица, непосредственно наблюдавшие событие преступления либо обстоятельства, связанные с ним. Свидетели-очевидцы являются наиболее ценным источником информации о преступлении.

Потерпевший по делу – это лицо, которому преступлением причинён моральный, физический или имущественный вред, нарушены его права и охраняемые законом интересы. Этим обусловливаются его особенности по сравнению со свидетелем: заинтересованность в исходе дела (этот момент должен быть учтён при оценке показаний), возможное неблагоприятное психическое состояние, как во время восприятия события, так и во время производства допроса в связи с опасностью, которой он мог подвергаться или другими факторами. В связи с этим, прежде, чем приступать к допросу потерпевшего, необходимо убедиться, что он не находится в стрессовом (чрезмерно возбуждённом или подавленном, депрессивном состоянии), что существенно снизит результативность допроса или сделает его невозможным.

Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого определяются тем, что: интересы этих лиц, как правило, объективно не совпадают с целями следователя по установлению истины по делу, дача показаний не является обязанностью, дача показаний является не только источником доказательств, но и средством защиты.

В связи с этим, при выборе времени допроса необходимо учитывать фактор неожиданности, состояние растерянности и использовать их для предотвращения дачи ложных показаний. В плане установления психологического контакта важно убедить подозреваемого (обвиняемого) в объективности следствия, показать, что оно не носит обвинительного уклона, а стремится установить сведения как уличающие подозреваемого в совершении преступления, так и смягчающие его ответственность

Свободному рассказу обвиняемого предшествует вопрос о том, признает ли он себя виновным в инкриминируемом ему преступлении. Обвиняемый может признать себя виновным полностью, частично или не признать вообще. Признание или не признание обвиняемым своей вины ещё не является критерием для оценки его показаний как правдивых или ложных.

Допрос обвиняемого, полностью признающего себя виновным, как правило, проходит в бесконфликтной ситуации и не отличается, в сущности, от допроса свидетеля (за исключением случаев самооговора или попыток скрыть от следствия или уменьшить вину кого-либо из соучастников). Случаи самооговора встречаются, когда обвиняемый, желая понести ответственность за нетяжкое преступление, стремится уйти от ответственности за иное тяжкое преступление, к которому он причастен. Имеют место случаи, когда обвиняемый по тем или иным мотивам может взять на себя вину другого.

Тактические приёмы изобличения обвиняемого во лжи в криминалистике подразделяются на:

Приёмы эмоционального воздействия. К их числу относятся:

побуждение к раскаянию и чистосердечному признанию путём разъяснения вредных последствий лжи и благоприятных последствий в случае признания вины и активного содействия расследованию,

воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого лица,

использование антипатии, питаемой допрашиваемым лицом к комулибо из своих соучастников,

использование фактора внезапности путём постановки неожиданных вопросов.

Приёмы логического воздействия:

предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого.

предельная детализация показаний, которые при даче ложных показаний невозможно продумать заранее.

логический анализ противоречий, содержащихся в показаниях обвиняемого.

Тактические приемы допроса. Тактический прием – это наиболее целесообразный способ выполнения следственного действия, свободно избираемый следователем с учетом конкретной следственной ситуации. Тактический прием допроса можно определить как основанный на законе и согласующийся с нравственными требованиями способ психологического воздействия допрашивающего на допрашиваемое лицо с целью объективной информации по делу.

Применительно к допросу выделяют три типичные ситуации:

  • бесконфликтную ситуацию,
  • конфликтную ситуацию с нестрогим соперничеством,
  • конфликтную ситуацию со строгим соперничеством.

Бесконфликтная ситуация характерна тем, что в ней совпадают цели допрашивающего лица и допрашиваемого. Допрашиваемое лицо активно содействует раскрытию и расследованию преступления. Нестрогое соперничество имеет место при частичном признании вины обвиняемым (подозрений подозреваемым) и нередко выражается в попытках изложить свою пользу реальную картину преступления. В ряде случаев позицию нестрогого соперничества могут занимать свидетели и потерпевшие, заинтересованные в определенном исходе дела.

Строгое соперничество характеризуется полным отрицанием подозрений или вины в преступлении, иногда вопреки здравому смыслу и выражается в крайних формах сопротивления допрашиваемого установлению истины по делу, вплоть до отказа от дачи показаний. Данная ситуация наиболее типична для допросов лиц, совершивших тяжкие преступления в условиях неочевидности.

Психологическая сущность допроса это взаимное воздействие друг на друга его участников. К числу допустимых методов психологического воздействия относятся убеждение, внушение, приведение примера, изобличение и др. Метод убеждения состоит в передаче лицу определенных сведений с целью склонить это лицо к конкретному мнению или поступку, воздействия на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы. Метод рассчитан на активизацию положительных качеств личности.

Психологическое внушение может состоять в определенных советах, предложениях, предостережениях, адресуемых допрашиваемому лицу с целью повлиять на его поведение или побудить к совершению определенного поступка. Сущность метода изобличения состоит в активном, главным образом, логическом воздействии на допрашиваемого путем демонстрации несостоятельности его позиции, опровержении его отдельных утверждений совокупностью доказательств, добытых в ходе расследования.

Круг тактических приемов, применяемых в бесконфликтных ситуациях, довольно узок, так как допрашиваемый не препятствует установлению истины. Основное их значение помочь допрашиваемому лицу в припоминании, детализации тех или иных сведений об освещаемом событии. К их числу криминалисты относят приемы смежности, сходства, наглядности, контраста и др.

Прием смежности позволяет установить определенные сведения о событии или предмете, которых допрашиваемый не помнит, с помощью сведений о других событиях или предметах, находящихся в пространственной или временной связи с искомыми. Например, очевидец криминального события не может вспомнить дату. Тогда следователь предлагает ему вспомнить другие события того дня, которые предшествовали криминалу или последовали за ним.

Прием сходства применяется в случаях, когда допрашиваемый затрудняется вспомнить или правильно выразить в словесной форме какой-либо признак интересующего следствие явления, лица или предмета. Тогда допрашиваемому предлагается подобрать аналог этому признаку, например, назвать известного всем человека или общеизвестный предмет с таким же признаком.

С помощью приема наглядности можно получить точную словесную или цифровую характеристику того или иного признака события, действия, предмета. Иногда бывает трудно назвать цвет предмета, описать его форму. Здесь может помочь классификатор цветов, цветовые аналоги, предметы, находящиеся в кабинете следователя или на улице.

Прием контраста может помочь в припоминании, например, на вопрос Какого роста были оба нападавших?, допрашиваемый отвечает Не помню. После этого вопрос можно наполнить контрастом: Они были одинакового роста или один выше?.

Гораздо шире круг используемых тактических приемов в ситуациях, когда допрос носит конфликтный характер. На момент допроса может сложиться ситуации, когда: 1) имеется совокупность доказательств, достаточная для изобличения допрашиваемого лица в совершении преступления, 2) доказательства имеются, но их недостаточно для изобличения допрашиваемого, 3) есть некоторые косвенные доказательства, дающие основание лишь для подозрений.

При наличии доказательств, полностью изобличающих допрашиваемого, не желающего давать правдивых показаний, должны быть стимулированы все его положительные личностные качества, тактически правильно предъявлены доказательства.

Существуют различные способы предъявления доказательств. Первый способ предъявление доказательств в порядке возрастающей силы. Этот способ используется в отношении лиц, склонных к упорному отрицанию установленных фактов.

Второй способ связан с предъявлением, в первую очередь, наиболее веского, решающего доказательства. Такой прием рекомендуется, когда допрашиваемое лицо впервые совершившим преступление, остро переживает содеянное, испытывает противоречивые мотивы и чувство неизвестности.

Третий способ – это предъявление отдельных доказательств по многоэпизодным делам. Например, можно полно привести доказательства по ряду хорошо доказанных эпизодов, чтобы убедить допрашиваемого в бессмысленности отрицания менее доказанных эпизодов.

Необходимость в широком использовании при допросе комплекса простых и сложных тактических приемов возникает в ситуациях, когда доказательств недостаточно, либо имеются лишь косвенные доказательства. В этих ситуациях могут успешно применяться следующие тактические приемы.

Беседа. Данный прием имеет весьма широкий спектр применения. По форме это доверительный разговор, который может предшествовать допросу, а иногда становиться его частью. Цель беседы состоит в оказании на собеседника психологического воздействия (главным образом эмоционального) в нужном следователю направлении. В одних случаях беседа полезна для установления психологического контакта с допрашиваемым лицом, в других имеет профилактический характер, если замечены элементы колебания и неуверенности в поведении. В других случаях беседа преследует разведывательные цели, когда важно выяснить настроение и намерения лица перед допросом. Беседа, как правило, не фиксируется письменным документом, ибо процессуального значения не имеет. Однако если в ходе беседы получают освещение вопросы, входящие в предмет доказывания по делу, то разговор следует перевести в стадию допроса.

Снятие напряжения. Следственная практика свидетельствует, что вызванные на допрос лица уже в момент явки в кабинет следователя нередко находятся в состоянии психического напряжения либо приходят в такое состояние в ходе допроса. Естественно, это затрудняет ведение и ограничивает возможности достижения целей допроса. Обычно о психическом напряжении допрашиваемого лица свидетельствуют скованность в поведении и речи либо, напротив, повышенная моторика, растерянность и другие отклонения от обычного поведения. Снять такое напряжение можно с помощью тех или иных тактических приемов, выбор которых зависит и от знания следователем причин напряженности собеседника и от правильности оценки свойств его личности.

В одних случаях напряжение может обуславливаться самим фактом вызова гражданина на допрос. Это наблюдается у людей законопослушных, слабохарактерных, опасающихся силовых структур. В такой ситуации бывает достаточно несколько успокаивающих слов, проявления внимания и благожелательного тона в начале беседы.

Чаще всего, психическое напряжение определяется заинтересованностью допрашиваемого в сокрытии своей или чьей-либо причастности к преступлению и необходимостью в связи с этим скрывать определенные факты, исследуемые на допросе. В таких ситуациях следует указать допрашиваемому лицу на несоответствие его показаний установленным обстоятельствам, разъяснить, что лучше не обременять себя ложью, а перейти к даче правдивых показаний.

Использование положительных качеств личности допрашиваемого. Давая ложные показания субъект понимает, что действует противоправно и аморально, что тем самым проявляет не лучшие свои нравственные и гражданские качества. Обращение следователя к лжесвидетельствующему с высокой оценкой его некоторых положительных качеств, поступков, достижений, может оказаться весьма неожиданным для него. Умело сопоставляя положительные личностные качества допрашиваемого с частным, единичным фактом лжесвидетельства, способным перечеркнуть в его судьбе заслуги и достижения, можно побудить к даче правдивых показаний.

Пресечение лжи. Когда на допросе лицо дает ложные показания возникает проблема как поступить: зафиксировать эти показания в протоколе, надеясь в ходе дальнейшего расследования опровергнуть их, или с помощью тактического воздействия на допрашиваемого (эмоционального и логического) попытаться пресечь лжесвидетельствование на уровне рассказа (до записи в протокол) и добиться правдивых показаний. Первый вариант плох потому, что записанные ложные показания лица в дальнейшем будут связывать его и существенно затруднят переход к правде. Второй же позволяет завершить допрос получением правдивой информации. Если имеются доказательства для опровержения ложных утверждений допрашиваемого, то путем последовательного их предъявления (логическое воздействие) можно обесценить в его сознании идею лжесвидетельства и побудить к отказу от нее.

Внезапность вопроса или предъявления доказательств. По ходу изложения допрашиваемым своих ложных построений, определив нужный момент, можно задать ему вопрос не по теме его рассказа, а о том или ином обстоятельстве его (или другого лица) причастности к преступлению. В таком контексте вопрос приобретет характер внезапного и неожиданного. Чтобы заранее повысить эффект этого тактического приема, следует сначала задать большое число вопросов в русле темы, создавая видимость, что только эта тема интересует следователя. Внезапный вопрос необходимо ставить в очень краткой и четкой редакции, чтобы не дать возможности допрашиваемому лицу сделать вид, что он не понял вопроса и просит повторить его. Задавать этот вопрос нужно в том же тоне и темпе, как и все предыдущие, так как изменение голосовых модуляций при его постановке насторожит собеседника прежде, чем завершится формулировка вопроса. Неожиданное предъявление предмета, документа, имеющего очевидное обвинительное значение, используется как резкий аргумент против легенды допрашиваемого.

Прием инерции. Иногда его называют «проговоркой». Этим приемом можно воспользоваться в ситуациях, когда допрашиваемый скрывает события, интересующее следователя. Создавая условия для применения данного приема, следователь в ходе допроса ведет с допрашиваемым разговор на какую-либо отвлеченную тему. Обсуждение ее ведется в ровном, спокойном темпе, в доброжелательном тоне и столь долго, сколько следователь сочтет необходимым для достижения промежуточной цели сосредоточить внимание, память, функции самоконтроля собеседника только на этой теме. Затем, выбрав соответствующий момент, следует задать вопрос по нужной теме, не меняя при этом ритма беседы, ее тона, никак не выделяя этого вопроса. Втянувшийся в бесконфликтную по теме и по характеру беседу, убаюканный ее спокойным и ровным течением, допрашиваемый может по инерции дать правдивый ответ на вопрос по заданной теме, прежде чем осознает, что этого не надо делать.

Допущение легенды. Данный тактический прием дает хорошие результаты во многих ситуациях, но особенно при опровержении ложных показаний. Столкнувшись с ложными показаниями, следователь должен сделать вид, будто верит всему, о чем говорит допрашиваемый, скрывающий свою или чью-либо причастность к преступлению. В тактических целях он имитирует допущение ложной версии (легенды) допрашиваемого лица.

В рамках этой легенды необходимо использовать детализацию показаний. Готовясь к допросу, лжец формулирует свою версию схематично, в общих чертах, придумывает для ее иллюстрации лишь несколько деталей, ошибочно полагая, что этого будет достаточно. Задача же следователя поставить допрашиваемому лицу как можно больше вопросов о деталях описываемого им события. Поскольку все мелкие детали в его ложной схеме не продуманы, то дающему ложные показания приходится на ходу придумывать несуществующие детали. Допущение легенды в сочетании с детализацией показаний эффективно в противодействии ложного алиби.

Косвенный допрос. Этот тактический прием заключается в том, что следователь задает вопросы, которые непосредственно не связаны с предметом доказывания, однако они в совокупности позволяют получить нужную информацию.

Повторный допрос следует применять после дачи лицом ложных или неполных, противоречивых показаний. При этом рекомендуется в некоторых случаях отложить повторный допрос на относительно длительный период Цель перерыва состоит в том, чтобы использовать психологические свойства человеческого мозга освобождать оперативную память от малозначительной информации. На повторном допросе лицу предлагается вновь подробно рассказать о событиях, ложно представленных ранее, причем этот допрос ведется в той же последовательности, что и первый. Общую схему ложно описываемого ранее события допрашиваемый может помнить и воспроизведет при повторе, а вот детали легко и довольно быстро забываются. На повторном допросе солгавший вынужден придумывать детали заново, а потому они во многом не совпадут с прежними.

Демонстрация возможностей расследования. Сущность данного тактического приема заключается в демонстрации допрашиваемому лицу современных возможностей установления каких-либо, скрываемых им обстоятельств, независимо от его показаний. Например, ему иллюстрируют возможности современных судебных экспертиз.

Создание преувеличенного представления об осведомленности следователя либо, напротив, представления об отсутствии у следователя осведомленности о тех или иных обстоятельствах. Данный прием предполагает сообщение допрашиваемому лицу сведений о частных фактах, связанных с исследуемым событии, при одновременном умолчании о главном событии или отдельных его сторонах. Тактическая идея приема такова: подробную информацию следователя о частностях, связанных с главным событием, и умолчание о важных сторонах главного события допрашиваемое лицо может принять за свидетельство всестороннего знания данного события, признать борьбу со следователем при этих условиях бесполезной и перейти к даче правдивых показаний. Создание преувеличенного представления об осведомленности следователя не надо связывать с ложью со стороны следователя. Ложь следователя недопустима.

Следователь должен учитывать факт участия в допросе защитника подозреваемого (обвиняемого) и соответственно выстраивать тактику допроса. В соответствии с УПК защитник вправе участвовать в допросе подозреваемого и обвиняемого, задавать вопросы допрашиваемым. Тактика допроса с участием защитника определяется занимаемой им позицией. Если защитник использует законные средства и способы по обеспечению защиты интересов обвиняемого, то такая деятельность должна поощряться. В таких ситуациях взаимоотношения с защитником должны строиться на взаимном уважении и доверии. Необходимо внимательно относится ко всем просьбам и ходатайствам добросовестного защитника и если они законны, то своевременно их удовлетворять.

Если же защитник использует противозаконные меры в пользу подзащитного, необходимо занять жесткую позицию для направления его деятельности в законные рамки. Прежде всего, нужно с самого начала руководство допросом взять в свои руки. Для этого следует выполнить своеобразный ритуал открытия допроса. Представить участников допроса, разъяснить допрашиваемому и его защитнику их права и обязанности, и таким образом принять на себя управляющую функцию. Требуется прямо сообщить, что правом задавать вопросы допрашиваемому лицу защитник может воспользоваться не ранее того, как следователь закончит допрос. Иногда по ходу допроса недобросовестный защитник может пытаться словами или невербальными средствами подсказать допрашиваемому нужный ответ на вопрос следователя. В случае произнесения защитником словесной подсказки при очевидном незаконном характере ее содержания, необходимо: прервать запись показаний допрашиваемого в протоколе, далее указать, что запись показаний допрашиваемого прервана, так как его защитник после вопроса следователя (дается текст вопроса), в нарушение порядка ведения допроса произносит фразу (по возможности процитировать, заключив всю фразу или основные подсказывающие слова в кавычки), дать оценку этой фразе, словам или одному слову, сделать официальное (устное либо письменное) предупреждение защитнику о недопустимости подобных нарушений, предложить ему расписаться под этим предупреждением, далее продолжить запись показаний допрашиваемого лица. Аналогичная процедура фиксации может применяться при передаче защитником подсказки невербальным способом.

Свои особенности имеет допрос свидетеля, потерпевшего с участием адвоката, который лишь присутствует на допросе, обеспечивая его законность и оказывая юридическую помощь допрашиваемым лицам. Следователь должен четко определить роль и место адвоката.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: