Нормы-принципы представляют собой законодательные предписания, выражающие и
закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их
законодательным закреплением. Принцип права, который закреплен в нормативном правовом акте,
становится нормой-принципом.
Нормы-принципы налогового права представляют собой предписания налогового
законодательства и закрепляющие принципы налогового права. Они обладают значительной
спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.
Нормы-принципы имеют стабильный характер, регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и
представляют собой обобщающие правовые категории.
Нормы-принципы налогового права содержатся в ст. 3 Основные начала законодательства о
налогах и сборах НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ: Налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Закрепленные НК РФ нормы-принципы имеют важное практическое значение, так как именно на
основе общеправовых норм-принципов КС РФ принимает решения о конституционности либо
неконституционности норм законодательства о налогах и сборах.
Нормы-дефиниции представляют собой нормы налогового права, которые не формулируют
детали правового регулирования, но подлежат обязательному учету при применении любых
соответствующих им конкретных норм налогового права.
Законодательство о налогах и сборах содержит нормы-дефиниции в ст. 11 НК РФ Институты,
понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ
институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
При уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского,
семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.
В НК РФ используются также и специфические понятия, например, такие как налогоплательщик,
объект налогообложения, налоговая база, которые должны иметь единообразное определение.
Так, понятие налогоплательщик дано в п. 1 ст. 19 НК РФ: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объект налогообложения определен в ст. 182 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи
объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных
товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению опредоставлении отступного или новации, - продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных
судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, - передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого
сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов), - передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего
производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных
товаров для собственных нужд, - передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных
товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), - передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или
товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества, - передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе,
- ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории,
находящиеся под ее юрисдикцией, - получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей
свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, - получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку
прямогонного бензина.