Международное воздушное право

1.Международное воздушное право

2.Основные принципы международного воздушного права

3.Режим воздушного пространства

4.ИКАО

Международное воздушное право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. В начале XX в. (начало Первой мировой войны) была широко распространена «теория свободы воздуха» – государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство, но постепенно государства начали применять теорию государственного суверенитета и в отношении воздушного пространства.

В период между мировыми войнами происходит юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством. Государства заключают соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т. д.

Происходит превращение авиации в самостоятельный вид транс- порта и быстрое развитие международных воздушных отношений.

В период Второй мировой войны в 1944 г. была подписана Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, которая установила принципы международного воздушного права и учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Основными принципами международного воздушного права являются:

  • принцип государственного суверенитета над воздушным пространством,
  • принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым морем.

При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства, – принцип соблюдения безопасности международных полетов.

В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права и свободы воздуха»:

  • право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства,
  • право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (для дозаправки и др.), 
  • право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузы и почту,
  • право принимать на борт с иностранной территории пассажиров, грузы и почту,
  • право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

Для организации полетов воздушных судов каждое государство на своей территории выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т. д. Кроме того, государство обязано предоставлять услуги радио- и метеорологических служб, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной или общественной без- опасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов – особым порядком получения разрешения на полет или ограничением полетов и т. д.

Существуют два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией: 

  • право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров,
  • право нерегулярных полетов – основано на предоставлении государствами на основе добровольности.

Различают три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования:

  • воздушное пространство над открытым морем – подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов, 
  • воздушное пространство над территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы). Над Арктикой запрещены полеты военных судов, 
  • государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и вправе установить режим своего воздушного пространства.

Режим воздушного пространства данного государства – совокупность норм, установленных государством в соответствии с нормами международного права и регулирующих порядок использования этого пространства в целях обеспечения интересов государств и без- опасности воздушных передвижений в пределах его территории. В основе режима воздушного пространства государств лежит разреши- тельная система, которая означает, что:

  • иностранное воздушное судно имеет право влетать в пределы государственной территории и вылетать из нее только в особых зонах государственной границы, установленных международными соглашениями государства (за исключением случаев бедствия), 
  • иностранное воздушное судно имеет право приземляться и взлетать только в пунктах пропуска, которыми являются специальные международные аэропорты. Приземление в другом аэропорту запрещено, за исключением случаев бедствия, 
  • иностранное воздушное судно обязано перемещаться между пунктами взлета и пунктами пропуска в пределах установленных коридоров. Транзитные полеты осуществляются также в пределах установленных коридоров, – иностранные военно-воздушные суда не имеют права пересекать государственную территорию государства без особого разрешения,
  • воздушные суда должны иметь на борту свидетельство о регистрации, товаротранспортные документы, билеты установленного ре- комендациями ИКАО образца. Судно должно иметь опознавательные знаки национальности и флаг государства на борту.

ИКАО представляет собой подлинный центр универсального сотрудничества заинтересованных государств, который занимается вопросами сотрудничества государств в области международной деятельности гражданской авиации и разработки международных стандартов и рекомендаций.

Важную роль в развитии правового регулирования международного воздухоплавания сыграла Варшавская конвенция, подписанная в 1929 г. Она унифицировала нормы международных воздушных перевозок следующим образом:

  • установила виды документов, которые должны удостоверять заключение договора перевозки пассажира, багажа и груза, а также определила обязательные требования к этим документам,
  • сформулировала основные принципы материальной ответственности авиаперевозчика за вред, возникающий в результате выполнения или ненадлежащего выполнения договора по перевозке,
  • ограничила материальную ответственность перевозчика определенными суммами.

Ответственность авиаперевозчика наступает в случае причинения вреда при перевозке пассажира, багажа или груза, в случае смерти пассажира или причинения ему телесных повреждений, при перевозке багажа или груза в случае их утери и повреждения, а также за опоздание. Ответственность авиаперевозчика «абсолютная», он несет ответственность и при форс-мажорных обстоятельствах. Иск может быть предъявлен по месту нахождения перевозчика, по месту нахождения агентства перевозчика, по месту назначения груза

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: