1.Международное воздушное право
2.Основные принципы международного воздушного права
3.Режим воздушного пространства
4.ИКАО
Международное воздушное право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. В начале XX в. (начало Первой мировой войны) была широко распространена «теория свободы воздуха» – государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство, но постепенно государства начали применять теорию государственного суверенитета и в отношении воздушного пространства.
В период между мировыми войнами происходит юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством. Государства заключают соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т. д.
Происходит превращение авиации в самостоятельный вид транс- порта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
В период Второй мировой войны в 1944 г. была подписана Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, которая установила принципы международного воздушного права и учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
Основными принципами международного воздушного права являются:
- принцип государственного суверенитета над воздушным пространством,
- принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым морем.
При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства, – принцип соблюдения безопасности международных полетов.
В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права и свободы воздуха»:
- право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства,
- право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (для дозаправки и др.),
- право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузы и почту,
- право принимать на борт с иностранной территории пассажиров, грузы и почту,
- право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
Для организации полетов воздушных судов каждое государство на своей территории выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т. д. Кроме того, государство обязано предоставлять услуги радио- и метеорологических служб, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.
В целях обеспечения государственной или общественной без- опасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов – особым порядком получения разрешения на полет или ограничением полетов и т. д.
Существуют два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:
- право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров,
- право нерегулярных полетов – основано на предоставлении государствами на основе добровольности.
Различают три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования:
- воздушное пространство над открытым морем – подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов,
- воздушное пространство над территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы). Над Арктикой запрещены полеты военных судов,
- государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.
Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и вправе установить режим своего воздушного пространства.
Режим воздушного пространства данного государства – совокупность норм, установленных государством в соответствии с нормами международного права и регулирующих порядок использования этого пространства в целях обеспечения интересов государств и без- опасности воздушных передвижений в пределах его территории. В основе режима воздушного пространства государств лежит разреши- тельная система, которая означает, что:
- иностранное воздушное судно имеет право влетать в пределы государственной территории и вылетать из нее только в особых зонах государственной границы, установленных международными соглашениями государства (за исключением случаев бедствия),
- иностранное воздушное судно имеет право приземляться и взлетать только в пунктах пропуска, которыми являются специальные международные аэропорты. Приземление в другом аэропорту запрещено, за исключением случаев бедствия,
- иностранное воздушное судно обязано перемещаться между пунктами взлета и пунктами пропуска в пределах установленных коридоров. Транзитные полеты осуществляются также в пределах установленных коридоров, – иностранные военно-воздушные суда не имеют права пересекать государственную территорию государства без особого разрешения,
- воздушные суда должны иметь на борту свидетельство о регистрации, товаротранспортные документы, билеты установленного ре- комендациями ИКАО образца. Судно должно иметь опознавательные знаки национальности и флаг государства на борту.
ИКАО представляет собой подлинный центр универсального сотрудничества заинтересованных государств, который занимается вопросами сотрудничества государств в области международной деятельности гражданской авиации и разработки международных стандартов и рекомендаций.
Важную роль в развитии правового регулирования международного воздухоплавания сыграла Варшавская конвенция, подписанная в 1929 г. Она унифицировала нормы международных воздушных перевозок следующим образом:
- установила виды документов, которые должны удостоверять заключение договора перевозки пассажира, багажа и груза, а также определила обязательные требования к этим документам,
- сформулировала основные принципы материальной ответственности авиаперевозчика за вред, возникающий в результате выполнения или ненадлежащего выполнения договора по перевозке,
- ограничила материальную ответственность перевозчика определенными суммами.
Ответственность авиаперевозчика наступает в случае причинения вреда при перевозке пассажира, багажа или груза, в случае смерти пассажира или причинения ему телесных повреждений, при перевозке багажа или груза в случае их утери и повреждения, а также за опоздание. Ответственность авиаперевозчика «абсолютная», он несет ответственность и при форс-мажорных обстоятельствах. Иск может быть предъявлен по месту нахождения перевозчика, по месту нахождения агентства перевозчика, по месту назначения груза