Международное морское право

1.Международное морское право

2.Территориальное море

3.Экономическая зона

4.Открытое море

5.Закрытое море

Международное морское право ‒ одна из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

  • принцип свободы открытого моря – открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и так далее, а также свободу воздушно- го полета над открытым морем, 
  • принцип мирного использования моря – отражает принцип неприменения силы,
  • принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов,
  • принцип охраны морской среды.

В 1958 г. на Конференции ООН по морскому праву были приняты четыре конвенции по морскому праву:

  • о территориальном море и прилежащей зоне,
  •  открытом море, 
  • континентальном шельфе, 
  • рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Пространства Мирового океана с международно-правовой точки зрения подразделяются:

  •  на пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них,
  • пространства, на которые не распространяется суверенитет одного из них.

Принадлежность какого-либо пространства к одной из указанных категорий определяется правовым статусом и правовым режимом.

К первой группе традиционно относятся территориальные воды (территориальное море), внутренние морские воды и т. д. Ко второй группе принадлежат прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.

Территориальное море – полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется  Российская Федерация, морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, а если превышает, то для от- счета внутренних вод внутри залива проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Исторические заливы, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов залив в Канаде и т. д.).

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению, т. е. регламентируется внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства. В то же время внутренний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

От территориального моря следует отличать прилежащую зону – пространство открытого моря ограниченной ширины, прилегающее к территориальному морю, где государство осуществляет таможен- ный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможности застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море.

Цель установления прилежащей зоны – предотвращение возможного нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих за- конов и правил, совершенное в пределах его территории.

Экономическая зона представляет собой район, прилегающий к территориальному морю и находящийся за его пределами, шириной не более 200 миль. Отсчет ширины производится от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Суверенные права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, находящихся на дне и в его недрах. Прибрежное государство в экономической зоне вправе управлять экономической деятельностью, сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, определять время и место лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, а также условия по- лучения лицензии, взимать сборы и т. д.

Под континентальным шельфом понимается затопленная морем часть материковой территории.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Прибрежное государство имеет право возводить над континентальным шельфом соответствующие сооружения и установки в целях разведки и разработки его природных ресурсов, не ущемляя прав судоходства и других прав иных государств. Права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на покрывающие его воды и воздушное пространство над ним.

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в со- став территории ни одного из государств. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету, все государства имеют равное право свободно пользоваться открытым морем в мирных целях (свобода судоходства, рыболовства, полетов над морским пространством, научных исследований и т. д.).

Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрисдикции, кроме юрисдикции государства, под флагом которого плавает судно.

Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть основание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг.

В открытом море возможно преследование иностранного судна в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в при- лежащей зоне.

Закрытое море – это море, которое омывает берега несколь- ких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, рас- положенных вокруг закрытого моря (например, Черное и Балтий- ское моря).

Пролив – естественный морской проход, соединяющий меж- ду собой районы одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой части открытого моря (или экономических зон) или части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей.

Проливы, ведущие во внутренние воды государства (например, Керченский), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева), не относятся к между- народным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международные каналы – это искусственные сооружения, соединяющие моря и океаны, расположенные на путях морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Каналы в мирное время открыты для всех судов и военных кораблей всех государств. Администрация канала устанавливает правила прохождения канала, также предусматривается уплата сборов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: