Международное двойное налогообложение и порядок его избежания

Соглашения в сфере налогообложения являются основным инструментом регламентации

международно-правовых отношений в сфере налогообложения, а также в сфере устранения двойного налогообложения в частности.

Двойное налогообложение возникает в ситуации, когда один и тот же субъект может облагаться сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта в двух и более государствах за один и тот же период.

В литературе предлагаются такие концепции в отношении форм двойного налогообложения, как:

  • экономическое,
  • юридическое двойное налогообложение.

Почти во всех странах существуют такие налоговые правила, критерии, характеризующиеся

принципиальным сходством и призванные обеспечить заинтересованному в расширении базы

налогообложения государству режим взимания налогов с различных категорий лиц, в том числе и вне своей территории. Данные критерии представлены принципами территориальности и резидентства.

Выступая основной формой определения налоговой юрисдикции национального государства, критерий территориальность носит всеобъемлющий и универсальный характер, позволяя государству взиматьналог с любой базы налогообложения, находящейся на ее территории.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица,

фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12

следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не

прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее

шести месяцев) лечения или обучения.

Налоговое резидентство определяет налоговую юрисдикцию, на территории которой возникают обязательства и осуществляется конечная налоговая ответственность налогоплательщика.

Само слово резидент берет свое начало в Петровскую эпоху, оно было заимствовано из

французского языка и дословно означает сидящий на месте. От определения того, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации, зависит очень многое в налогообложении налогом на доходы физических и юридических лиц.

От налогового статуса хозяйствующего субъекта зависит:

  • налоговая ставка (ст. 224 НК РФ),
  • объект налогообложения (ст. 209 НК РФ),
  • право на применение налоговых вычетов,
  • применимость правил об избежании двойного налогообложения.

В широком смысле слова о юридическом двойном налогообложении можно говорить в каждом случае, когда фискальный субъект или фискальный объект облагается налогом дважды или несколько раз. В таком контексте не имеет значения, возникло ли оно в результате комбинации налогов и других платежей или комбинации разных налогов, а также в одной или нескольких юрисдикциях дважды облагался объект и субъект.

В узком смысле юридическое двойное налогообложение включает в себя случаи неоднократного налогообложения одного и того же субъекта налога и (или) объекта в рамках полномочий одной юрисдикции. В пределах одной юрисдикции двойное налогообложение может иметь место в рамках полномочий одного уровня (федеральный уровень, уровень субъекта, муниципалитет) и двойное обложение, ставшее результатом обложения одного субъекта и (или) объекта на нескольких уровнях (на федеральном уровне и уровне субъекта).

В понятие двойного налогообложения могут быть включены следующие компоненты:

  • обложение налогом на общегосударственном уровне или разных уровнях (на уровне субъектов

    или муниципалитетов) в различных юрисдикциях,
  • идентичность объекта,
  • идентичность субъекта,
  • идентичность периода,
  • идентичность налога.

Рассматривая современный порядок избежания международного двойного налогообложения,

необходимо отметить, что мировая практика устранения двойного налогообложения разграничила:

  • методы устранения двойного налогообложения для прямых налогов налогов на доходы,

    капитал и имущество. Для прямых налогов существует сеть двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения,
  • методы устранения двойного налогообложения для косвенных налогов акцизы, налог на

    добавленную стоимость, налог с продаж и т.д. Косвенные налоги тесно связаны с торговлей товарами и услугами, и правовое регулирование косвенных налогов в разных странах в целом схоже и поддается гармонизации.

В связи с глобализацией и развитием международной торговли для устранения двойного

налогообложения в области косвенных налогов в большинстве стран применяется освобождение

экспорта товаров от внутренних косвенных налогов и обложение импорта косвенными налогами,

аналогичными внутренним (пограничные уравнительные налоги). Становление Всемирной торговой

организации, присоединение к ней все большего количества государств, а также укрепление ее

авторитета на международной арене способствуют распространению правил о разграничении

юрисдикции государств в области косвенного налогообложения на основе принципа страны назначения, что предполагает устранение двойного налогообложения.

Международное двойное налогообложение для косвенных налогов возможно в том случае, если

одна из стран использует принцип страны назначения, а другая принцип страны происхождения товара (очевидно, последняя из стран не является членом ВТО и не принимает во внимание нормы ее документов). В таком случае государства заключают соглашения о применении единого принципа в торговых отношениях между собой. Россия в отдельных случаях решает вопросы об избежании двойного налогообложения для косвенных налогов в двусторонних соглашениях между государствами.

В соответствии с Соглашением между правительствами государств участников Содружества

Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 г. (ст. 4) и с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании

двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств государств участников

Содружества договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Участниками данного Соглашения

стали Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика

Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Республика

Туркменистан, Республика Узбекистан, Республика Украина, Республика Молдова. Данное Соглашение действовало до 24 февраля 2010 г., т.е. до момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество.

К международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, вступившим в силу с 2000 по 2011 г., относятся:

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г. Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, которое ратифицировано Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 79-ФЗ,
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, которое ратифицировано Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. N 156-ФЗ. Неотъемлемой частью данного Соглашения является Протокол, подписанный 7 сентября 2000 г.,
  • Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13 апреля 2000 г., вступившая в силу 30 декабря 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320),
  • Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Ботсвана от 8 апреля 2003 г., вступившая в силу 23 декабря 2000 г. (письмо Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-08-13),
  • Конвенция между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии от 22 ноября 2004 г., вступившая в силу 19 января 2009 г., применяется с 1 января 2009 г. (письмо ФНС России от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/20@),
  • Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики

    Венесуэла от 22 декабря 2003 г., вступившая в силу 19 января 2009 г.,
  • Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой

    Республики от 26 июня 2000 г., вступившая в силу 13 декабря 2007 г., применяется с 1 января 1998 г. ( письмо Минфина России от 25 декабря 2007 г. N 03-08-06/Греция),
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 6

    марта 1998 г., вступившее в силу 5 апреля 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320),
  • Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт от 9 февраля 1999 г.,

    вступившее в силу 2 января 2003 г., применяется с 1 января 2004 г. (письмо МНС РФ от 04.03.2004 N 23-1-10/34-772),
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г., вступившее в силу 4 июля 2003 г., применяется с 1 января 2004 г. (письмо МНС РФ от 4 марта 2004 г. N 23-1-10/34-772),
  • Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики от 29 мая

    2000 г., вступившая в силу 11 декабря 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320),
  • Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 11 февраля 2007 г., ратифицирована Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 256-ФЗ,
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Сингапур от 9 сентября

    2002 г., вступившее в силу 16 января 2009 г., применяется с 1 января 2009 г. (письмо ФНС России от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/20@),
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 4 мая

    1996 г. (в ред. от 14 апреля 2000 г.), вступившее в силу 14 декабря 2002 г., порядок вступления в силу отдельных положений документа в зависимости от вида налога урегулирован ст. 27 Соглашения,
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка от 2 марта 1999 г., вступившее в силу 29 ноября 2002 г., порядок вступления в силу отдельных положений документа в зависимости от вида налога урегулирован ст. 28 Соглашения.

Все вышеназванные конвенции и соглашения распространяются только на прямые налоги, такие как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц.

Существующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и

предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал не охватывают сферу косвенных налогов.

Исследователи отмечают, что в ходе конкурентной борьбы у различных субъектов, участвующих в

системе мирохозяйственных связей, накапливается негативный опыт использования налоговых

преимуществ разных стран, появляется возможность манипулирования недостатками национальных законодательств.

Так, например, обстоит дело с трансфертным ценообразованием. В связи с этим Правительством

Российской Федерации в Основных направлениях налоговой политики отмечается, что

совершенствование налогового контроля за использование трансфертных цен в целях налогообложения является одним из приоритетных направлений развития законодательства о налогах и сборах. В условиях глобализации экономики, концентрации капитала и появления крупных транснациональных корпораций трансфертное ценообразование представляет собой явление, существование которого объективно вызвано такими процессами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: