При выделении такой комплексной специализированной отрасли права, как аграрное право, нельзя отправляться только от предмета правового регулирования, поскольку каждый предмет может многократно дробиться и создавать базу для формирования множества новых отраслей права.
В качестве дополнительного критерия для выделения аграрного права в комплексную отрасль права правовая доктрина признает метод правового регулирования, поскольку не могут существовать отрасли права с различными предметами, но с тождественными методами, точно также, как при данных исторических условиях один и тот же предмет не может регулироваться при помощи различных юридических методов.
Применительно к тому или иному виду аграрных отношений, входящих в предмет аграрного права, и с учетом содержательной стороны этих отношений будет применяться и метод их регулирования (например, метод равноправия сторон в имущественных отношениях, метод дозволения в хозяйственных отношениях, метод власти и подчинения, метод координации в организационно-управленческих отношениях).
При этом одни и те же методы правового регулирования могут применяться как в различных основных традиционных отраслях права (например, в административном и земельном праве), так и одновременно в основных и комплексных отраслях права (например, метод равноправия сторон в гражданском и аграрном праве).
В зависимости от соотношения этих четырех способов воздействия различают два типа правового регулирования аграрных отношений,
1) ограничительно запретительный метод, для которого характерно преобладание такого способа воздействия, как запреты и ограничения по сравнению с содержащимися в правовых нормах позволениями и предписаниями,
2) разрешительный метод, для которого характерно преобладание дозволения над запретом и предписаниями.
Выбор того или иного типа правового регулирования зависит от ряда факторов. Решающее значение здесь принадлежит аграрным отношениям как самостоятельному предмету правового регулирования соответствующей отрасли.
Однако определенное значение здесь для выбора того или иного типа правового регулирования принадлежит аграрной политике государства, воле государства и государственному интересу законодателя.
Особого внимания в связи с этим заслуживает модификация метода аграрного права, связанная с правовым регулированием имущественных, в том числе и договорных отношений по государственным закупкам сельскохозяйственной продукции.
Известно, что до 1932 г. заготовки сельскохозяйственных продуктов проводились в порядке купли-продажи, с 1932 г. по 1958 г. в порядке обязательных поставок, с 1958 г. по 1961г. они осуществлялись путем государственных закупок на основе обязательных для обеих сторон плановых заданий, с 1961г. по 1992г. на основе договоров контрактации, с 1992 г. по 1994 г. применялась контрактная система закупок сельскохозяйственной продукции. С 1994г. по 2006г. реализация сельскохозяйственной продукции осуществлялась по гражданско-правовым договорам, в том числе и основанным на государственных заказах, а также биржевых сделках с зерном и иным продовольствием.
С заменой обязательных поставок государственными закупками, переходом к договору контрактации, а тем более к контрактной системе закупок сельскохозяйственной продукции все более широкое развитие получает разрешительный метод правового регулирования договорных отношений.
Это особенно четко отражено в ФЗ № 53 от 2 декабря 1994 г. (с изм. и доп. 10.01.2003 г. и 2.02.2006 г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и сырья и продовольствия для государственных нужд». В настоящее время в связи с принятием ФЗ №19 от 2.02.2006 г. (с изм. и доп. 2.07.2006 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд осуществляются по государственным контрактам.
Введение частной собственности на землю, включение земли как объекта субъективных гражданских прав к недвижимым вещам (ст. 130 ГК РФ, потребовало отказа от ограничительно запретительного метода правового регулирования земельных отношений.
Происходящие в результате реализации земельной реформы коренные изменения земельного и аграрного права потребовали тщательной отработки новых разрешительных механизмов правовой регламентации сделок с земельными участками, системы нормативных предписаний, обеспечивающих государственное регулирование земельного оборота.
Наиболее ярко разрешительный метод правового регулирования земельных отношений проявляется в том, что владение пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ).