Государственная власть в соответствии с Конституцией РФ состоит из трех самостоятельных ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Органы прокуратуры не относятся ни к одной из них. Положения, касающиеся прокуратуры, включены в ст.129 главы 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ.
В ней определены только общие принципы организации системы органов прокуратуры, порядка и назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров, но ничего не сказано о функциях прокуратуры, ее положении в системе органов государственной власти и конкретных полномочиях.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким образом, закрепление в Конституции Российской Федерации специального раздела «Судебная власть и прокуратура», в очередной раз доказывается, что прокуратура не является частью судебной власти, не принадлежит к судебной системе и, в то же время, занимает особое положение среди органов государственной власти Российской Федерации.
Тем самым прокуратура является уникальным государственным органом, призванным обеспечивать общесоциальную потребность (в том числе и потребность всех государственных органов, всех ветвей государственной власти) в выполнении законов, принятых в Российской Федерации.
Именно этот особый конституционный статус современной российской прокуратуры дает ему право:
1) осуществлять надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, взаимодействуя с законодательной властью участвовать в законодательном процессе и, тем самым, способствовать единообразному исполнению законов на территории Российской Федерации,
2) надзирать за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами
управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Такой надзор способствует осуществлению исполнительной власти в рамках закона,
3) используя свое право предоставленное Законом о прокуратуре, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов и, тем самым, оказывают содействие судебной власти в обеспечении правосудия.