Взяточничество относится к наиболее опасному виду должностных преступлений. Уголовная ответственность за получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве предусмотрена ст. 290, 291, 291.1 УК РФ.
В соответствии с законодательством под взяточничеством понимается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника.
Взяточничество является стержневым составом такого опасного явления как коррупция, которая сопровождается различными злоупотреблениями служебным положением, хищениями, присвоением и растратой государственного имущества, нарушениями законодательства о государственной гражданской службе. Дословно коррупция (лат. сorruptio) означает подкуп публичных лиц, продажность общественных и политических деятелей, государственных служащих и должностных лиц. В широком смысле слова под коррупцией понимают корыстные отношения, складывающиеся в системе государственной власти и деятельности должностных лиц, ее представляющих.
В ходе расследования взяточничества следователь сталкивается с целым рядом трудностей, которые непосредственно связаны со спецификой данного вида преступления. Особенности расследования взяточничества определяются спецификой доказывания факта получения взятки, должностным статусом преступников, активным противодействием процессу расследования и изобличения должностных лиц.
В последние годы в России принят комплекс законодательных и организационных мер по предупреждению взяточничества и коррупционных проявлений. Россией ратифицированы Конвенция ООН против коррупции (31 октября 2003 г.), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (27 января 1999 г.) и иные международные документы по противодействию коррупции. Борьба с коррупцией определена одним из приоритетов государственной политики и важной общенациональной задачей.
31 июля 2008 года указом Президента России утвержден Национальный план противодействия коррупции. 25 декабря 2008 г. принят Федеральный закон Российской Федерации от № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Названные документы закрепляют основные принципы, правовые и организационные основы борьбы с коррупцией и, прежде всего, взяточничеством.
Необходимо различать два качественных уровня проявлений коррупции: низовой и верхушечный. Низший уровень (бытовая, повседневная коррупция) охватывает наиболее простые формы взяточничества и других проявлений, в которых субъекты противоправных сделок не связаны тесно между собой, должностные лица не наделены широкими полномочиями, не имеют эффективной многоуровневой защиты от возможного привлечения к уголовной или иной ответственности.
Верхушечная (так называемая системная коррупция) охватывает высшее и среднее чиновничество, представителей крупного бизнеса и банковско-финансового сектора. Преступления в сфере экономики для высшего уровня являются основным источником удовлетворения корыстных притязаний. К ним могут быть отнесены:
- хищения путем присвоения и злоупотребления служебным положением,
- незаконное получение банковских ссуд и кредитов,
- противоправные сделки с недвижимым имуществом, замлей, производственными предприятиями,
- незаконное получение лицензий, льгот и квот на разработку, добычу и вывоз природных ресурсов и сырья,
- нарушения порядка проведения закупок для государственных нужд, налогового, таможенного, антимонопольного законодательства и др.
Взяточничество относится к высоко латентным преступлениям и традиционно считается одним из самых сложных для расследования преступлений. Взятку в большинстве случаев передают в условиях продуманной конспирации и в отсутствии очевидцев. Участники преступления (взяткодатель и взяткополучатель) заинтересованы в совершаемой сделке, предпринимают меры к сокрытию следов своей преступной деятельности, оказывают активное противодействие. Для уголовных дел этой категории характерен известный дефицит доказательственной информации, нередко обвинение строится на косвенных доказательствах, оценка которых представляет значительные трудности.
В современных условиях изменилась качественная характеристика взяточничества. Неизмеримо возросли суммы взяток, в качестве предмета взяток выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, недвижимость, транспортные средства, услуги имущественного характера. Современная практика свидетельствует о значительном разнообразии конкретных способов совершения взяточничества. Это объясняется рыночными отношениями, состоянием экономики страны, сложностью и громоздкостью государственного управления, особенностями взаимоотношений государственной власти и бизнеса.
Схематично классический механизм взяточничества заключается в следующем: государственный служащий «продаёт» свою услугу, основанную на использовании служебных полномочий, а взяткодатель «покупает» её в личных, узкогрупповых или корпоративных интересах. Взятка может даваться до совершения определенных конкретных действий (бездействия) – взяткаподкуп, после совершения действий (бездействия) – взятка-вознаграждение, а также за общее покровительство, в том числе на будущее, в порядке систематических вознаграждений.
Способ и место передачи взятки во многом зависят от специфики предмета взятки. Овеществленный и сравнительно компактный предмет взятки (деньги, драгоценности, дорогостоящие часы и т.п.) могут передаваться самому должностному лицу либо его родственникам, знакомым. Передача может носить непосредственный либо опосредованный характер. В первом случае передача денег, ценных предметов происходит из рук в руки. Опосредованная передача производится через условное место, тайник, с этой целью может быть использован посредник. Момент и процедура передачи предмета взятки, как правило, происходят тайно.
Когда предметом взятки являются незаконные платежи под видом заработной платы, недвижимость, автотранспорт, различные услуги, процедура и схема передачи и получения взятки усложняется. Передаче предмета взятки придают законный характер (заключается фиктивный договор на выполнение работ или оказание услуг, оформляется договор купли продажи и т. п.). Крупные суммы взяток перечисляются на банковские счета чиновников, нередко в зарубежные страны.
Местом передачи взятки могут быть служебный кабинет, ресторан, дача, номер гостиницы, автомашина, в которых происходит запланированная встреча взяткополучателя с взяткодателем или посредником. При выборе места и способа передачи взятки принимают меры к созданию конфиденциальности и скрытости факта встречи заинтересованных сторон.
Обстоятельства, подлежащие установлению. В ходе расследования подлежат обязательному доказыванию:
- место и время передачи взятки, кем и кому она передавалась и с какой целью,
- предмет взятки, его признаки и стоимость,
- источники его получения,
- способ передачи взятки и ее сокрытия,
- круг участников преступления, наличие посредников, соучастников, характер взаимоотношений между участниками и роль каждого из них,
- должностное положение лица, получившего взятку и круг его служебных обязанностей,
- установленный порядок выполнения действий, входящих в его компетенцию,
- конкретные действия должностного лица в данной ситуации,
- не был ли конкретный факт взяточничества связан с совершением иного преступления (хищением государственных средств, злоупотреблением должностными полномочиями, должностным подлогом, незаконным участием в предпринимательской деятельности),
- имело ли место вымогательство взятки и в чем оно выразилось,
- факт неоднократного получения взяток, мотивы совершения преступления,
- в чьих интересах давалась взятка (личных, коммерческой структуры, преступной группировки и т.д.),
- размеры и формы преступного обогащения, служебная и личная характеристика каждого из участников преступления,
- обстоятельства, отягчающие или смягчающие уголовную ответственность,
- обстоятельства, способствовавшие совершению данного преступления (недостатки организации деятельности учреждения, кадровой политики, процедур делопроизводства и порядка принятия решений, правильности расходования бюджетных средств, взаимоотношений государственных органов и коммерческих предприятий и т.п.).
Установление статуса взяткополучателя имеет решающее значение для принятия процессуальных решений на стадии проверки заявления о совершенном или готовящемся преступлении и возбуждения уголовного дела.