Специфика методики расследования преступлений несовершеннолетних состоит в том, что она строится с учетом возрастных особенностей субъекта преступной деятельности.
Под несовершеннолетними правонарушителями понимаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но они не достигли восемнадцати лет (ст. 87 УК РФ). Несовершеннолетние в возрасте 16-ти лет несут уголовную ответственность за все виды преступлений, предусмотренных ст. 20 ч. 1 УК РФ, кроме должностных и воинских преступлений. Несовершеннолетние в возрасте 14 и 15 лет несут уголовную ответственность лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления.
В УПК РФ производство по уголовным делам несовершеннолетних выделено в особую 50 главу и имеет ряд особенностей. Дела данной категории расследуются следователями и дознавателями, владеющими специальными познаниями в области подростковой психологии и педагогики, что соответствует Минимальным стандартам правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними строится на общих положениях и принципах частных методик расследования отдельных видов преступлений. Особенности расследования связаны с возрастными характеристиками, личностью несовершеннолетних, психологическими установками, межличностными отношениями, мотивами и способами совершения преступлений. Расследование таких дел требует учета личностных качеств и возрастных психологических особенностей этих лиц.
Характеристика личности преступника. Подросткам присуща повышенная потребность сопереживания, особенно в переломном, переходном возрасте (13 – 17 лет). Подростки стремятся к общению друг с другом и утверждению себя в коллективе. Такое стремление резче проявляется при неправомерном поведении подростков. Подросткам необходимо самовыражение и если они не могут проявить себя положительно, то выражают себя иными видами поведения: грубостью, хулиганством, проступками и преступлениями. В их поведении недостает рациональных элементов, оно нередко регулируется на эмоциональном уровне. Эмоциональный тип поведения у подростков значительно выше, чем у взрослых. Эта черта сказывается при принятии ситуативных решений, в которых отсутствует здравый смысл и взвешенность. В поведении подростков имеют место эмоциональные вспышки, которые могут вызвать психологические сдвиги. Подростки стремятся к поиску себе подобных, не понятых обществом. Это приводит к неформальным объединениям “трудных” подростков, которые при ограниченных интересах и неумении организовать свой досуг, впоследствии перерастают в антиобщественные.
Участники сформировавшихся групп начинают вести себя вызывающе, совершают мелкие проступки и правонарушения, а затем преступления. В процессе перерастания антиобщественных групп в преступные, в них происходят качественные изменения: увеличивается число участников, возрастает доля лиц с отрицательной социально-нравственной характеристикой (ранее судимые подростки и взрослые). Возникают группы, специально организовавшиеся для совершения преступлений (краж, грабежей, разбойных нападений). Разновидностью групповой преступности несовершеннолетних является совершение преступлений случайно образовавшейся группой. Преступления подобного рода характерны для хулиганских проявлений и преступлений против личности. В преступных группах повышается степень общественной опасности подростков. Лидерами таких групп становятся взрослые либо несовершеннолетние правонарушители, имеющие определенный преступный опыт.
Повышенная активность и возбудимость побуждает подростков к конфликтам. Стремление к самостоятельности выражается в желании самоутвердиться, завоевать авторитет среди сверстников, проявить смелость и решительность. Таким подросткам свойственны грубость, дерзость, упрямство, нежелание подчиняться общепринятым нормам поведения. Неправильное понимание чувства дружбы и товарищества, взаимовыручки, боязнь прослыть предателем, угроза мести со стороны соучастников сплачивает отношения в преступных группах несовершеннолетних.
При расследовании преступлений несовершеннолетних следует учитывать недостаток жизненного опыта правонарушителя, повышенную эмоциональную возбудимость, психологическую внушаемость, легкую податливость уговорам сверстников или взрослых подстрекателей, а также неспособность достаточно критически и правильно оценивать жизненную ситуацию и собственные действия.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по таким делам (ст. 421 УПК РФ), наряду с выявлением обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, предусматривает также установление дополнительных обстоятельств:
- Возраста несовершеннолетнего, числа, месяца и года рождения. При отсутствии свидетельства о рождении, паспорта, возраст устанавливают путём изучения медицинских карт, личного дела из учебного заведения, истребования записей органов регистрации гражданского состояния, паспортных отделов УФМС. С этой целью допрашиваются родители, представители учебных заведений. При отсутствии вышеперечисленных документов и иных возможностей для установления возраста несовершеннолетнего, проводится судебно-медицинская экспертиза.
- Условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности. Выясняется, в какой семье воспитывался, кто родители, их образ жизни, чем интересовался подросток, его наклонности, физическое развитие, психическое состояние, состоял ли на учете в психиатрических и наркологических заведениях, не употреблял ли алкоголь, наркотики, как учился в школе, ином учебном заведении, его окружение, сверстники, чем увлекался и т.п.
- Влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Устанавливаются взрослые подстрекатели, иные соучастники преступления.
- При наличии данных об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. В ряде случаев требуется изучить эмоционально-волевые качества подростка. Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, учителя и воспитатели, а равно истребованы необходимые документы, проведена судебно-психологическая либо судебно-психиатрическая экспертизы.
При расследовании групповых преступлений требуется проверять, не является ли данная группа организованной. Признаками организованной группы являются ее устойчивость, которая выражается в систематическом совершении однородных преступлений на протяжении достаточно длительного времени, а также ее иерархически организованная структура, означающая определённую упорядоченность взаимоотношений между участниками преступной группы и, прежде всего, отношений лидерства и подчинённости.
О наличии тесной связи между подростками можно узнать путём допросов родственников, соседей, учителей, одноклассников. Устанавливаются места сбора членов группы (обычно это чердак или подвал одного из домов в данном микрорайоне, места расположения игровых автоматов, конкретное место на рынке). Путём проведения оперативных мероприятий в этих местах можно установить личности укрываемых организаторов и других участников преступлений. Особое внимание уделяется выявлению взрослых подстрекателей и организаторов преступлений.