Конституция Российской Федерации, федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Особое место в правовой основе местного самоуправления в Российской Федерации занимает Конституция РФ – ядро российской системы права.

В Конституции РФ определяются наиболее общие направления формирования и функционирования местного самоуправления, характеризующие специфику внутригосударственной организации местного самоуправления.

Статья 3

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 9

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Федеральные нормативные правовые акты

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления в России, закрепленные Конституцией РФ, получили свое развитие в федеральном законодательстве.

Если говорить в более общей форме об актах федерального значения, содержащих в себе нормы, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления, то их можно разделить следующим образом:

  • федеральные законы:

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

    Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации»,

    Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,

    Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».Кроме того, в правовом регулировании местного самоуправления значения большое значение имеют и такие правовые акты как Бюджетный кодекс РФ (который устанавливает основы бюджетного процесса на территории муниципального образования), Налоговый кодекс РФ (регулирующий вопросы установления местных налогов и сборов), Трудовой кодекс РФ (в вопросах регулирования трудовых отношений должностных лиц местного самоуправления) и др.,
  • федеральные конституционные законы,
  • нормативные акты Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ,
  • акты Конституционного Суда РФ.

При этом, следует отметить, что перечисленные акты в свою очередь можно классифицировать на акты базовые (специальные) посвященные именно регулированию местного самоуправления, и акты, содержащие в себе нормы о местном самоуправлении.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Несомненно, важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления играют и субъекты Федерации. Данный факт подтверждается следующим:

  • субъекты РФ осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, закрепляя в своих Конституциях (Уставах) положения об организации местного самоуправления,
  • установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации,
  • органы государственной власти субъектов Федерации регулируют вопросы организации местного самоуправления лишь в случаях и порядке, указанных в Федеральном законе,
  • органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами,
  • органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов,
  • органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
  • субъекты Федерации обеспечивают контроль за соблюдением законо-дательства о местном самоуправлении. В частности, создаваемые в субъектах конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать соответствие нормативных правовых актов субъектов по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образований конституции (уставу) субъекта Федерации.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: