Особое место в правовой основе местного самоуправления в Российской Федерации занимает Конституция РФ – ядро российской системы права.
В Конституции РФ определяются наиболее общие направления формирования и функционирования местного самоуправления, характеризующие специфику внутригосударственной организации местного самоуправления.
Статья 3
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 9
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 15
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Федеральные нормативные правовые акты
Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления в России, закрепленные Конституцией РФ, получили свое развитие в федеральном законодательстве.
Если говорить в более общей форме об актах федерального значения, содержащих в себе нормы, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления, то их можно разделить следующим образом:
- федеральные законы:
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации»,
Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».Кроме того, в правовом регулировании местного самоуправления значения большое значение имеют и такие правовые акты как Бюджетный кодекс РФ (который устанавливает основы бюджетного процесса на территории муниципального образования), Налоговый кодекс РФ (регулирующий вопросы установления местных налогов и сборов), Трудовой кодекс РФ (в вопросах регулирования трудовых отношений должностных лиц местного самоуправления) и др., - федеральные конституционные законы,
- нормативные акты Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ,
- акты Конституционного Суда РФ.
При этом, следует отметить, что перечисленные акты в свою очередь можно классифицировать на акты базовые (специальные) посвященные именно регулированию местного самоуправления, и акты, содержащие в себе нормы о местном самоуправлении.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Несомненно, важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления играют и субъекты Федерации. Данный факт подтверждается следующим:
- субъекты РФ осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, закрепляя в своих Конституциях (Уставах) положения об организации местного самоуправления,
- установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации,
- органы государственной власти субъектов Федерации регулируют вопросы организации местного самоуправления лишь в случаях и порядке, указанных в Федеральном законе,
- органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами,
- органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов,
- органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
- субъекты Федерации обеспечивают контроль за соблюдением законо-дательства о местном самоуправлении. В частности, создаваемые в субъектах конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать соответствие нормативных правовых актов субъектов по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образований конституции (уставу) субъекта Федерации.