Конституционный (уставный) суд субъекта РФ,его место в судебной системе РФ

Субъекты РФ совместно с Российской Федерацией в соответствии со ст. 72 Конституции России обязаны обеспечивать соответствие законодательства субъектов России Конституции РФ и федеральным законам. Субъекты РФ соответственно своему государственно-правовому статусу вправе принимать конституции (республики) и уставы (область, край, автономная область, автономный округ, город федерального значения), которые являются основными законами субъектов РФ. Субъекты РФ вправе формировать и своё законодательство в соответствии с разделением предметов ведения с Российской Федерацией. В связи с этим не исключаются вопросы соответствия законодательства субъектов конституции или уставу. Преследуя цель обеспечения соответствия законодательства субъектов РФ конституциям и уставам, федеральным законодательством допускается создание в субъектах РФ конституционных или уставных судов, цели деятельности которых и полномочия сравнимы с соответствующими положениями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

ФКЗ «О судебной системе РФ» (п. 4 ст. 4) предусматривает возможность создания в субъектах России конституционных (уставных) судов. Таким образом, возможность осуществления конституционного судопроизводства имеется и в субъектах РФ, что наряду с деятельностью Конституционного Суда РФ выступает важным фактором установления законности в государстве и обществе. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются частью судебной системы России. Как и Конституционный Суд РФ, они не возглавляют какую-либо подсистему судов и решают вопросы только правового характера. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не подчинены Конституционному Суду РФ ни организационно, ни в процессуальном, ни в каком-либо другом отношении. Однако это не означает полную изолированность их деятельности. Возможны и проводятся с участием судей Конституционного Суда РФ и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ совместные мероприятия методологического, научного характера.

Общие вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ определены нормами ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ», в которой указано:

  1. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.
  2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
  3. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ.
  4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Следует отметить, что компетенция, порядок организации и деятельности, правовой статус, образующих конституционных (уставных) судов и другие вопросы регламентированы более предметно в конституциях (уставах) субъектов РФ, а также в специальных законах субъектов, посвящённых региональным органам конституционной юстиции.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06 марта 2003 г. № 103-О2 часть 1 ст. 27 не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов РФ дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда РФ, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта РФ. При этом из Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», других федеральных законов не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов РФ единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» не является императивной, т.е. обязательной для всех субъектов РФ. По этой и ряду других причин конституционные (уставные) суды созданы далеко не во всех субъектах РФ. Практически формирование и функционирование рассматриваемых судов идёт крайне медленно. В 2002 г. был сформирован Уставный суд города Москвы. Реально они функционируют в некоторых субъектах (например, в республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Якутия, а также в областях Свердловской, Тюменской). В Оренбургской области уставного суда нет. К настоящему времени положение дел в данной области не изменилось, а кое-где даже напротив, не успев сформироваться, уставные суды прекратили своё существование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: