Компетенция Совета Федерации

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации,
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения,
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории,
  • назначение выборов Президента РФ,
  • отрешение Президента РФ от должности,
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей,
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя главы Счетной палаты и половины ее аудиторов.

Предметы ведения Совета Федерации, как и полномочия Государственной Думы, носят открытый характер и дополняются как Конституцией РФ (ст. 104, 125, 134), так и действующим законодательством (например, назначение членов ЦИК РФ, членов Национального финансового совета ЦБ России и т.д.).

Совет Федерации рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в государствах участниках Содружества Независимых Государств и международных организациях, образуемых государствами участниками Содружества Независимых Государств.

Также Совет Федерации обладает значительными полномочиями в законодательной сфере: реализация законодательной инициативы, одобрение федеральных законов, принимаемых Государственной Думой, совместное с нижней палатой Федерального Собрания преодоление вето Президента РФ.

Помимо законодательных полномочий Совета Федерации, которые подробно рассмотрены в третьей главе, Совет Федерации обладает рядом полномочий в государственно-управленческой сфере. Такие полномочия можно условно сгруппировать на два блока:

  • полномочия, направленные на обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности,
  • полномочия, связанные с кадровыми назначениями.

Рассмотрим полномочия верхней палаты с учетом предложенной классификации.

1. Полномочия, направленные на обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Правовой основой данной процедуры является ст. 67 Конституции РФ, предусматривающая, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия, и п. а ст. 102 Конституции, закрепляющий утверждение изменения рассматриваемых границ Советом Федерации.

Зарубежные федерации, в частности Индия, Мексика, наделяют свои парламенты исключительными полномочиями по территориальной организации государства. В Мексике Федеральный Конгресс, согласно ч. 3 ст. 4 Конституции, вправе образовать новые штаты в границах уже существующих, определять окончательно границы штатов.

Согласие субъекта федерации на изменение границ оформляется либо решением представительного органа, либо решением референдума. Одним из основных вопросов, имеющих определяющее значение для обеспечения территориального единства федерации, является конституционное закрепление за федеральными представительными органами исключительного права на принятие решения по вопросам, касающимся территориального устройства.

Вопрос об изменении границ субъектов РФ в последнее время приобретает актуальность, и в

научной литературе предлагается множество вариантов его решения. Так, широко обсуждается идея принятия Федерального закона О границах между субъектами Российской Федерации, предлагаются его принципиальные положения.

Однако вряд ли можно ограничиться тем, что для принятия решения достаточно положительного голосования на референдуме заинтересованных субъектов РФ, поскольку должно состояться юридическое оформление такого преобразования в виде соглашения между субъектами РФ, что следует из смысла ч. 3 ст. 67 Конституции РФ. Нельзя согласиться и с идеей предоставления возможности федеральным властям самостоятельного установления границ с молчаливого согласия субъектов РФ, так как это девальвирует принцип взаимного согласия субъектов на изменение своих границ и превращает его в свою противоположность.

Вопрос об изменении границ между субъектами Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по взаимному согласию субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить.

Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами этих субъектов, обоснование изменения границ, согласованное субъектами Российской Федерации, и карта местности, которые направляются Председателем Совета Федерации в Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключения.

В соответствии со ст. 147 Регламента Совета Федерации вопрос об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации рассматривается на заседании Совета Федерации после принятия Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике соответствующего заключения.

На заседание Совета Федерации приглашаются полномочные представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, представители Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти.

Рассмотрение вопроса начинается с докладов полномочных представителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить. Затем оглашается заключение Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике.

Решение об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Если за решение об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, соглашение об изменении границ отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

Утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения. Правовая основа введения военного и чрезвычайного положения регламентируется Конституцией РФ (ст. 87, 88) и Федеральными конституционными законами от 30 января 2002 года О военном положении и от 30 мая 2001 года О чрезвычайном положении.

Военное или чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении таких положений Совету Федерации и Государственной Думе.

В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены (ст. 4 ФКЗ):

  • обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения,
  • дата и время, с которых начинает действовать военное положение,
  • границы территории, на которой вводится военное положение.

Указ Президента о военном положении незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации, вопрос о котором должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента его получения. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации.

Рассмотрение вопроса об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного или военного положения на заседании Совета Федерации начинается с доклада Президента РФ, после чего оглашаются заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. Обсуждение вопроса проводится в порядке, предусмотренном Регламентом.

В случае неутверждения Советом Федерации указа Президента о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения он утрачивает силу со следующего дня после принятия такого решения в первом и по истечении 72 часов с момента его обнародования во втором случае.

Рассмотрение в Совете Федерации вопросов о продлении сроков действия военного и чрезвычайного положения проводится в порядке, установленном Регламентом.

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (п. г ст. 102) использование Вооруженных Сил России за ее

пределами возможно лишь по решению Совета Федерации.

Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, что допустимо только в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам и федеральным законам.

Правовое регулирование проблемы участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности содержится в Федеральном законе от 23 июня 1995 г. О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности.

Закон говорит о направлении как военного, так и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил.

Поступившее от Президента РФ обращение Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности (головной) и Комитет Совета Федерации по международным делам или Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств для подготовки заключений.

В соответствии со ст. 162 Регламента Совет Федерации рассматривает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на ближайшем заседании палаты после поступления в Совет Федерации обращения Президента Российской Федерации.

В случае необходимости срочного решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации Совет Федерации может рассмотреть этот вопрос на внеочередном заседании палаты.

Часть 4 ст. 162 требует обсуждения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение.

Рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с доклада Президента Российской Федерации либо его полномочного представителя в Совете Федерации, после чего оглашаются заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по международным делам или Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.

Если за решение о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации не могут использоваться за пределами территории Российской Федерации, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Федерации в двухдневный срок со дня его принятия направляется Президенту Российской Федерации, который издает соответствующий указ &lt,1&gt,.

&lt,1&gt, Указ Президента РФ от 2 октября 2006 года О направлении воинского формирования Вооруженных Сил РФ для участия в оказании помощи Ливанской Республике по восстановлению отдельных элементов ее транспортной инфраструктуры // Рос. газета. 2006. 5 октября.

Практика получения такого согласия постепенно нарастает. Если в 2008 году Президенту РФ не потребовалось получать такого согласия Совета Федерации на территории Южной Осетии, т.к. миротворческий контингент Вооруженных Сил РФ находился на ее территории, то в феврале 2014 года Президент РФ получил такое согласие на использование Вооруженных Сил РФ на территории Украины, но не воспользовался таким правомочием. Позднее глава государства инициировал отмену такого согласия верхней палатой российского парламента.

Полномочия, связанные с кадровыми назначениями. Федеративные начала в деятельности российского парламента проявляются как в самом участии Совета Федерации в процессе отрешения от должности Президента РФ, так и в необходимости квалифицированного большинства голосов членов верхней палаты при принятии решения. Принципиально и то, что палате регионов принадлежит право назначения выборов главы государства.

Назначение выборов Президента Российской Федерации. Согласно п. д ст. 102 федеральной Конституции назначение выборов главы государства отнесено к прерогативе верхней палаты. Основанием для осуществления данного полномочия является истечение срока или же досрочное прекращение полномочий Президента РФ. Причем данное полномочие палаты одновременно является ее конституционной обязанностью, поскольку у Совета Федерации нет альтернативы при решении данного вопроса и он обязан назначить выборы в каждом случае законного прекращения полномочий Президентом.

Совет Федерации производит назначение выборов Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2003 г. О выборах Президента Российской Федерации.

Выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента Российской Федерации.

Досрочные выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации при прекращении Президентом Российской Федерации исполнения полномочий до истечения конституционного срока в случаях, предусмотренных ст. 92, 93 Конституции РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом Российской Федерации.

Проект постановления Совета Федерации о назначении выборов Президента Российской Федерации вносится на заседание Совета Федерации Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству.

Решение о назначении выборов Президента Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Выборы Президента РФ в 2008 году были назначены в декабре 2007 года на 2 марта 2008 года, в декабре 2011 года на 4 марта 2012 года. Если выборы палата не назначит, хотя этого практически не должно происходить, их назначает ЦИК России.

В Конституции РФ не закреплено полномочий верхней палаты относительно назначения членов Центральной избирательной комиссии РФ, однако данное полномочие палаты следует из ч. 4 ст. 21 ФЗ от 12 июня 2002 г. &lt,1&gt,, где предусмотрено назначение Советом Федерации пяти членов ЦИК из числа кандидатур, предложенных региональными парламентами и руководителями субъектов РФ.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности. В соответствии с п. е ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относится отрешение Президента Российской Федерации от должности. Совет Федерации вправе отрешить Президента Российской Федерации от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда России о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Согласно ст. 168 Регламента палата начинает рассмотрение обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, заключения специальной комиссии, образованной Думой для оценки обоснованности обвинения и стенограммы соответствующего заседания Думы, а также заключения Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления.

После получения из Государственной Думы указанных документов Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации и все связанные с этим обвинением документы в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

Вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности без обсуждения и голосования включается первым в повестку дня заседания Совета Федерации, созываемого Председателем Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Председатель Совета Федерации уведомляет и приглашает Президента Российской Федерации, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда на заседание Совета Федерации, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности.

Рассмотрение вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности на заседании Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

Затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда Российской Федерации для оглашения заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и Председателю Верховного Суда Российской Федерации для оглашения заключения Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления. После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Президенту Российской Федерации либо его представителю предоставляется слово по его желанию.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 федеральной Конституции решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации. Невынесение решения в установленный срок означает отклонения обвинения. То есть у верхней палаты есть двойная возможность вынесения отрицательного решения проголосовать против или вообще не рассматривать вопрос.

Роль Совета Федерации в процессе отрешения Президента РФ от должности устраняет возможность самостоятельно инициировать данный процесс, что во многом определено задачами обеспечения стабильной и сильной президентской власти в России и демонстрирует фактическую слабость полномочий верхней палаты российского парламента.

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

Участие федерального парламента в назначении судей осуществляется во многих зарубежных странах. В США и России судьи высших судов назначаются верхней палатой по предложению Президента. Правда, если в США это относится к Верховному Суду, то в России согласно п. ж ст. 102 федеральной Конституции такая процедура является полномочием Совета Федерации и закреплена в отношении двух высших судов Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации Совет Федерации рассматривает в четырнадцатидневный срок с момента получения представления Президента Российской Федерации. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты.

Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

В соответствии со ст. 174 Регламента палаты кандидатуры, представленные Президентом на должности судей Конституционного Суда РФ, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, который готовит заключение по каждой кандидатуре.

Кандидатуры, представленные Президентом для назначения на должности судей Верховного Суда, Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Кандидатуры, представленные Президентом для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, который готовит заключение по каждой кандидатуре.

На заседании Совета Федерации заслушиваются заключения соответствующего Комитета Совета Федерации. После обсуждения каждая кандидатура на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, представленная для назначения Президентом, включается в бюллетень для тайного голосования. По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием электронной системы.

Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, что оформляется постановлением Совета Федерации, как и в случае принятия отрицательного решения.

Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Регламентом для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств.

Согласно ст. 177 Регламента верхней палаты после оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.

Председатель Совета Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти. После принесения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей высших судов Председатель Совета Федерации вручает каждому лицу, назначенному на должность судьи, копию постановления Совета Федерации о его назначении.

В литературе обсуждается вопрос, насколько правильным является отнесение назначения судей высших судов к ведению верхней палаты. Возникали вопросы, почему в Конституционный Суд РФ назначаются только представители московской профессуры и Совет Федерации стал гибче подходить к кадровым назначениям.

Хотя палата не может быть сильна в выборе, поскольку право представления и соответственно отбора кандидатов остается за Президентом России, который несколько расширил географию профессуры, представив в 2010 году на рассмотрение Совета Федерации кандидатуры судей с Дальнего Востока и Урала. Между тем показателен опыт Германии, где в выборах судей Конституционного Суда палаты парламента участвуют на паритетных началах, а также предусмотрено участие исполнительной власти и земель в формировании судов.

Поэтому важно отметить, что, обладая такими кадровыми полномочиями, как назначение Генерального прокурора РФ и судей Конституционного Суда РФ, которые обладают весомыми полномочиями в области конституционного контроля и прокурорского надзора, Совет Федерации обретает возможность обеспечивать реализацию федеративных начал в формировании федеральных органов власти.

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей. Согласно п. з ст. 102 федеральной Конституции это также исключительная прерогатива верхней палаты, в которую кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей представляет Президент РФ либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 188 Регламента кандидатура предварительно обсуждается двух комитетах в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят заключения по представленной кандидатуре. Кандидат на должность Генерального прокурора Российской Федерации может быть приглашен на заседания указанных комитетов.

Рассмотрение вопроса о назначении на должность Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с представления кандидатуры, предложенной Президентом Российской Федерации, и выступления Президента Российской Федерации или его полномочного представителя в Совете Федерации. Затем слово предоставляется руководящим лицам Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности для оглашения заключений комитетов.

В ходе обсуждения члены Совета Федерации задают вопросы Президенту Российской Федерации, докладчикам от Комитетов Совета Федерации. После обсуждения кандидатуры, представленной Президентом РФ, проводится тайное голосование. Генеральный прокурор Российской Федерации считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации, что оформляется, как и при отрицательном решении, постановлением Совета Федерации.

При отрицательном исходе Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.

После оглашения результатов тайного голосования по кандидатуре, представленной Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора России.

Генеральный прокурор Российской Федерации приносит присягу, текст которой предусмотрен ФЗ О прокуратуре Российской Федерации, вслух, стоя, положив руку на Конституцию Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется личной подписью Генерального прокурора под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Председатель Совета Федерации поздравляет Генерального прокурора Российской Федерации со вступлением его в должность. В завершение процедуры присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

Особый интерес представляет вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора, который рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента Российской Федерации.

В этой связи важно учесть Постановление Конституционного Суда по делу о генеральном прокуроре, когда между Президентом РФ и Советом Федерации возник спор о том, кто вправе временно отстранять Генпрокурора от должности в случае возбуждения в отношении его уголовного дела, на что Конституционный Суд однозначно указал, что Президент РФ не только вправе, но обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора в случае возбуждения в отношении его уголовного дела. Окончательность разрешения вопроса о дальнейшем пребывания Генерального прокурора в должности остается, безусловно, за Советом Федерации.

Предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят соответствующие заключения.

Процедура рассмотрения данного вопроса начинается с выступления Президента. Затем слово предоставляется руководящим лицам Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности для оглашения заключений комитетов.

В ходе обсуждения члены Совета Федерации задают вопросы Президенту, докладчикам, высказываются за освобождение или против освобождения Генерального прокурора Российской Федерации от должности.

Для принятия решения необходимо получение простого большинства голосов членов Совета Федерации, если оно не набрано, то решение отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. За отстранение от должности Генерального прокурора России Ю.И. Скуратова в Совете Федерации проголосовало 133 сенатора, хотя достаточно было 90 голосов. 10 против, 6 воздержалось Генеральный прокурор Российской Федерации считается освобожденным от должности с момента принятия Советом Федерации соответствующего постановления.

Статья 187 Регламента закрепляет порядок разрешения возникших разногласий при назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации. При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представленной Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, либо предложения Президента об освобождении его от должности Совет Федерации может принять решение предложить Президенту провести консультации, что оформляется постановлением, которое в трехдневный срок Председателем Совета Федерации направляется Президенту РФ. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов. Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета на основании принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности (ст. 101 Конституции и ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. О Счетной палате Российской Федерации).

Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Согласно ст. 2 Федерального закона О Счетной палате Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему. Согласно ст. 8 указанного Закона, заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Кандидатуры для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации предлагают комитеты, комиссии Совета Федерации. Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации дает заключение по каждой кандидатуре, формирует список кандидатур и представляет его на заседание Совета Федерации.

В соответствии со ст. 191 Регламента палаты рассмотрение вопроса о назначении на должность указанных лиц начинается с представления руководителем комитета или Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации кандидатур для назначения.

По каждой кандидатуре проводится тайное голосование. Назначенным на должность заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации считается кандидат, получивший при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Также верхняя палата решает вопрос о лишении неприкосновенности указанных лиц по представлению Генерального прокурора.

В проекте постановления Совета Федерации формулируется одно из следующих предложений:

  1. согласиться на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации,
  2. отказать в даче согласия на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации.

Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в государствах участниках Содружества Независимых Государств и международных организациях, образуемых государствами участниками Содружества Независимых Государств.

Рассматривая полномочия Совета Федерации в различных сферах, уже обращалось внимание на то, что конституционная компетенция верхней палаты является открытой и законодатель ее периодически дополняет. Между тем нельзя не отметить значительную роль Конституционного Суда в определении компетенции и порядка работы Совета Федерации.

Во всех случаях, когда КС РФ разбирает конфликты в области деятельности парламента, нельзя исключать его опосредованное влияние на деятельность палат парламента.

Среди показательных решений в данной сфере, о некоторых из которых уже упоминалось, следует отметить такие решения, как:

  • положение об общем числе депутатов в обеих палатах, интерпретирующее Конституцию РФ в виде раздельного голосования и раздельного подсчета голосов парламентариев от каждой палаты,
  • постановление, определившее процедуру обязательного рассмотрения в Совете Федерации федерального закона в течение 14 дней и квалифицирующее нерассмотренный обязательный федеральный закон в течение 14 дней как не одобренный верхней палатой парламента,
  • постановление, подтвердившее возможность одобрения необязательных федеральных законов верхней палатой как в активной форме путем голосования, так и в пассивной, при условии, если такой ФЗ не был рассмотрен Советом Федерации в 14-дневный срок.

Таким образом, полномочия Совета Федерации являются важнейшей составной частью его конституционно-правового статуса, их перечень может дополняться федеральным законодательством, а сама палата в государственно-управленческой сфере пока не играет стратегического значения, что обусловлено наличием сильной президентской власти, а также некоторым креном полномочий в пользу Государственной Думы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: