Налоговые проверки подразделяются на два вида: камеральные и выездные.
Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой
администрации контролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и
налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, а также в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.
В случае если во время камеральных и выездных налоговых проверок выявляются отклонения
действий проверяемого от норм законодательства, в ходе налогового контроля проверяющими
предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий попытка их квалификации. Данные действия являются проведением налогового расследования в режиме налогового законодательства. В данном случае налоговый контроль переходит в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.
Камеральная налоговая проверка это налоговая проверка, которая проводится по месту
нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок
осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального
решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом
финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля, т.е. по мере представления отчетности.
Объектом камеральной налоговой проверки служит финансово-хозяйственная деятельность
проверяемого лица за отчетный налоговый период.
Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой
администрации:
- выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности,
- осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.
Камеральная налоговая проверка проводится с целью:
- контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций,
- отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Как правило, проведение такого рода проверки не требует какого-либо специального решения
руководителя налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться
имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную
информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, а именно:
- получение объяснений налогоплательщика,
- истребование дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот,
- опрос свидетелей,
- назначение экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов.
В случае если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в
проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые
пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.
Один экземпляр данного акта после подписания остается на хранение в налоговом органе, а
другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и
предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои
возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).
Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании
решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от камеральной служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место, где он занимается предпринимательской деятельностью.
Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые
проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного
налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Объектом выездной налоговой проверки выступают финансово-хозяйственные операции
налогоплательщика за весь отчетный период, но не более чем за три года, предшествующие
назначению данного вида проверки.
Выездная налоговая проверка проводится, как правило, на территории (в помещении)
налогоплательщика. Однако в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Также необходимо отметить, что в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе
проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа:
- осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика,
- по месту нахождения организации,
- по месту жительства физического лица.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по
вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на
основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех
календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:
- более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных налоговым законодательством),
- две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
При этом отметим, что указанные ограничения не распространяются на:
- выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией
организации-налогоплательщика, - повторные выездные налоговые проверки, которые могут проводиться:
вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа,
проводившего проверку,
налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления
налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного.
Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о
назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая
проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев.
Налогово-проверочные действия, возможные при проведении выездной налоговой проверки, включают:
- инвентаризацию имущества налогоплательщика,
- осмотр (обследование) помещений и территорий,
- истребование документов,
- выемку документов,
- проведение опроса,
- проведение экспертизы,
- осуществление перевода.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
- истребования документов (информации),
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных
договоров РФ, - проведения экспертиз,
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном
языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать
шесть месяцев.
По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента
оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:
- даты начала и окончания налоговой проверки,
- период, за который проведена проверка,
- наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка,
- адрес места нахождения организации или места жительства физического лица,
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой
проверки, - перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки,
- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах,
выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, - выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой
вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и
предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои
возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по
вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и
других обязательных платежей в бюджет.
С точки зрения российского налогового законодательства применение подобной формы налогового
контроля теоретически допустимо и может применяться в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога. Однако по своему содержанию контроль указанных лиц мало чем отличается от камерального и выездного налогового контроля налоговообязанных лиц, о котором речь шла выше.
Камеральные проверки.
По мнению налогоплательщика, поскольку юридическое лицо состоит на учете в Межрайонной
инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам и налоговые декларации по правилам ст. 93 НК РФ представляются им в этом орган, то право на доначисление налогов и пеней по результатам камеральных проверок имеет только указанный орган. НК РФ не предусмотрена возможность перераспределения полномочий между налоговыми органами.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправильной, НК РФ не устанавливает
правило о том, что проверки крупнейших налогоплательщиков осуществляет исключительно налоговая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам. Правила взаимодействия налоговых инспекций в данном случае определены Порядком приема налоговых деклараций в электронном виде (утверждены Приказом ФНС РФ от 29 декабря 2007 г. N ММ-3-13/708@), п. 1.8 которого предусматривает передачу деклараций от МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам в налоговый орган по месту нахождения филиала (2-я категория). Поэтому решение по итогам камеральной проверки вправе вынести налоговый орган по месту нахождения филиала, если он проводил данную проверку в отношении филиала.
Выездные проверки.
По мнению заявителя, п. 3 ст. 89 НК РФ не соответствует Конституции РФ, поскольку:
во-первых, допускает возможность переоценки обстоятельств, получивших ранее оценку суда в
связи с оспариванием решения, вынесенного по итогам камеральной налоговой проверки,
во-вторых, позволяет дважды привлекать лицо к налоговой ответственности за одни и те же
правонарушения, выявленные сначала в рамках камеральной налоговой поездки, а затем в рамках
выездной налоговой проверки.
Как указал Конституционный Суд РФ, отказывая заявителю в принятии его жалобы к
рассмотрению, п. 3 ст. 89 НК РФ закрепляет исключительно возможность проведения налоговой
проверки по одному или нескольким налогам, а поставленные заявителем в жалобе вопросы данная
норма не регулирует.
Выездные проверки.
По мнению налогоплательщика, участие в качестве специалиста в выездной проверке
оперуполномоченного, ранее проводившего оперативно-розыскные мероприятия в отношении
налогоплательщика, неправомерно в силу заинтересованности и пристрастности сотрудника милиции. Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, НК РФ и иные
нормативные правовые акты не содержат норм, которые исключали бы такую возможность.