1.Международные нормы социального обеспечения
2.Ратификация конвенции
3.Региональные источники
4.Участники Соглашения
Источниками международно-правового регулирования являются акты ООН и МОТ, региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двух и многосторонние договоры, соглашения стран СНГ (схема 23).
Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:
- повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития,
- разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения и т.п., международному сотрудничеству в области культуры и образования,
- всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка религии,
- общей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, закрепляются основные социальные права человека.
В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне бра-ка, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека, — Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.
Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее деятельности — нормотворчество, т.е. создание международных стандартов. Это выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», №117 «Об основных целях и нор-мах социальной политики», № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» и др. Всего к 1995 г. их число достигло 357 (175 конвенций и 182 рекомендации).
По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы:
- международного контроля, предусматривают ответственность за их неисполнение.
С момента вступления в силу договора у государства как субъекта международного права возникает юридическая обязанность исполнения договора. Но возможность исполнения требований международного договора зависит от следующих обстоятельств:
- содержания самого договора, от того, насколько точно в нем указаны внутригосударственные правоотношения, их субъекты и т.п.,
- особенностей национального законодательства и практики, например по вопросу о приоритете международного или внутреннего права в случае их расхождения.
Кроме международных договоров в эту группу входят регламенты Совета ЕЭС, которые обязательны и применяются непосредственно в государствах-участниках без ратификации национальными парламентами.
Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом.
Ратификация конвенции — это юридический акт, совершая который государство заявляет о своем полном признании конвенции и берет на себя обязательство привести в соответствие с нею внутреннее законодательство и практику.
Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. правам в области социального обеспечения посвящено несколько статей. Соблюдение пакта обязательно для ратифицировавших стран. МОТ постоянно прилагает усилия для воплощения на практике принципов, в соответствии с которыми законодательство стран-членов должно гарантировать справедливые экономические усилия, в том числе и в области социального обеспечения, всем трудящимся, законно проживающим на ее территории.
Конвенции и рекомендации принимаются Международной конференцией труда (МКТ). После ратификации конвенции становятся международными договорами. Вместе стем действует правило, в соответствии с которым государство, ратифицировавшее конвенцию, не может ухудшать действующее в стране законодательство.
По мере необходимости устаревшие конвенции пересматриваются. Ратификация государством новой конвенции означает денонсацию старой, если иное не предусмотрено текстом конвенции. .соответствии со ст. 22 Устава МОТ каждое государство, ратифицировавшее конвенцию, обязуется представлять ежегодные доклады Генеральному директору МОТ о мерах, принятых для ее эффективного применения.
Система международного контроля за исполнением ратифицированных конвенций, установленная в МОТ, является одной из самых совершенных среди других аналогичных международных процедур и осуществляется по следующим направлениям: изучение регулярных докладов правительств, рассмотрение различных видов жалоб.
Контрольные функции выполняют Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета и Комитет по применению конвенций и рекомендаций МКТ.
Результатом деятельности комитетов может быть следующее: государство под влиянием представлений комитетов вносит необходимые изменения в национальное право с целью приведения его в соответствие с международными нормами, оставляет законодательство без изменения, денонсирует конвенцию.
Жалобы на государства, не соблюдающие ратифицированные конвенции, могут быть поданы в МОТ любым ее членом, национальными организациями трудящихся или предпринимателей, международными организациями. Они рассматриваются комиссиями и комитетами Административного совета, который информирует об итогах заинтересованное правительство. В случае невыполнения правительством предложенных рекомендаций Генеральный директор МОТ передает жалобу в Международный Суд. Решение Международного Суда является окончательным.
Третью группу составляют документы, не являющиеся международными договорами. Они содержат в основном нормы рекомендательного характера, неисполнение которых не влечет каких-либо юридических последствий. Наиболее важными из них являются декларации ООН и рекомендации МОТ по вопросам социального обеспечения.
Среди документов ООН следует прежде всего выделить: Всеобщую Декларацию прав человека (1948) и Декларацию социального прогресса и развития (1969). Данные декларации носят программно-политический характер.
Среди рекомендаций МОТ наиболее важными по содержанию являются следующие: № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983), № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983)и др.
Принятие МОТ мер на региональном уровне в области многосторонней координации законодательства о социаль-ном обеспечении осуществляется в форме сотрудничества различными региональными организациями: Централь-ной комиссией по судоходству на Рейне, Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией государств Централь-ной Америки, Общей афромаврикийской организацией, странами Андского пакета, Экономическим сообществом Западной Африки и др.
Региональными источниками международного регулирования социального обеспечения являются также акты Совета Европы (СЕ) и Европейского Союза (ЕС). Цели Сове-та Европы в соответствии с его Уставом, принятым в Лондоне 05.05.1949, заключаются в достижении большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействии их экономическому и социальному прогрессу. Эти цели достигаюется усилиями органов Сове-та Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях. Совет Европы принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения.
Среди них особое место занимает Европейская хартия об основных социальных правах трудящихся, подписанная в Страсбурге в 1989 г. В ст. 10 Хартии права в области социального обеспечения разделены на две группы. В сооветствии с этой статьей работающие граждане имеют право на адекватную социальную защиту и адекватные размеры выплат по социальному обеспечению в случае утраты заработка в связи с наступлением социального риска, а не-работающие граждане, не имеющие средств существования, имеют право на социальную помощь в размере прожиточного минимума.
Новая редакция Европейской социальной хартии подписана 03.05.1995. В соответствии с ней стороны признают целью своей политики достижение условий, при которых были бы эффективно реализованы основные экономические и социальные права. Стороны обязуются путем заключения двух и многосторонних соглашений обеспечить равенство граждан каждой из сторон в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны другую, предоставление, сохранение и возобновление права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового и трудового стажа.
Для обеспечения необходимых условий полноценного развития семьи стороны обязуются содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни путем выплаты семейных пособий, налоговых льгот, строительства семейного жилья, пособий для новобрачных т.п. 1996 г. Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы.
Особую группу образуют соглашения государств — участников СНГ. Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.
Подписание 28.03.1996 в Москве Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией юридически закрепляет в качестве глав-ной перспективной цели создание Сообщества интегрированных государств.
Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любо-го из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.
Вопросы пенсионного обеспечения в государствах — участниках СНГ регулируются и двусторонними договора-ми. Так, 10.02.1995 Правительство РФ и правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное Соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 04.12.1995, т.е. после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.
Временным соглашением между Правительством РФ и правительством Украины от 15.01.1993 о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.