1. Источники права
2. Правовые нормы
Под источниками экологического права подразумеваются формы его внешнего выражения – нормативные акты, принятые уполномоченными на то органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Конституция РФ главный источник экологического права. В Конституция РФ прописаны, все главные требования и полномочия, основы конституционного строя, права и свободы человека, а также гражданина, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. Поэтому главное для экологического права то, что в Конституции имеются основополагающие принципы, показывающие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.
Экологических отношений определены наиважнейшим фактором в нашей жизни. В ст. 2 Конституции РФ прописано, что человек, его права, а также свободы определяются высшей ценностью. Человек должен ценить и охранять природу, а природа в ответ будет отдавать человеку всю себя. Таким образом признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, предназначен и находятся под охраной в Российской Федерации, как основная часть жизни и деятельности народов, находящихся на соответствующей территории, при этом данные природные объекты, должны находиться в частной, государственной, муниципальной, а также других формах собственности. Собственники, таким образом используют и охраняют ресурсы.
Поэтому, владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами осуществляются непосредственно их собственниками свободно, если это не приносит ущерба окружающей среде и не превышает прав и законных интересов иных лиц. Предъявлено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Важное значение, правового регулирования экологических взаимоотношений имеют и конституционные положения, касающиеся разделения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» статьи 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации, а также ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо сохраняемые природные территории, защита памятников истории и культуры.
Определенно также, что по предметам совместного ведения печатаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе предлагать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.
Существующие противоречия действуют на федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. Противоречия обговариваются за счет закона и должны соблюдаться, что бы не навредить. В виду этого противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, созданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Таким образом, нормы Конституции устанавливают: экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58), право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36), компетенцию государственных органов в сфере природопользования и защиты окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Конституция бережет и права собственников и природной среды. Сегодняшняя Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.
Большущая роль в создании экологических отношений отводится федеральным законам, а также актам высшей юридической силы, срок которых распределяется на всю территорию РФ. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должен быть основополагающим в системе экологического законодательства. Закон распостраняется на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
В законе активированы нормы, касающиеся прав граждан на незагрязненную и благоприятную окружающую природную среду, экономического механизма защиты окружающей среды, нормирования качества окружающей среды, государственной экологической экспертизы, экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
Отношения, развивающиеся в области защиты и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты, а так же иные экологические законы.
Таким образом, к первоначальным относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы пред написаны актами отраслевой кодификации экологического права. Вторая группа это упомянутый закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они имеют правовые нормы, непосредственно затрагивающие экологические отношения.
Правовые нормы, определяющие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и др.Важное место занимают международные договоры, которые подробно изучаются в специальной части курса экологического права, а также в рамках международного публичного права.