Коллективные субъекты финансового права могут быть представлены двумя группами:
- организациями, не связанными с властными полномочиями (коммерческими, некоммерческими организациями, бюджетными учреждениями),
- органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими властными полномочиями.
Индивидуальные субъекты (граждане Российской Федерации, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды) и др.) образуют самостоятельный вид субъектов финансового права.
1. Организации. Как правило, организации являются юридическими лицами, которым присущи такие признаки, как: организационное единство, обладание обособленным имуществом, наличие самостоятельной ответственности и способности участия от своего имени, выступления в суде. Используя терминологию гражданского законодательства, можно провести градацию организаций на две большие группы: коммерческие организации и некоммерческие организации. Определяющей характеристикой, влияю- щей на такое их разделение, является наличие (либо отсутствие) цели систематически получать прибыль.
Развитие рыночных отношений способствовало появлению субъектов, о существовании которых ранее не знали в России. Это финансово-промышленные группы, предпринимательские союзы, ассоциации, холдинги, офшорные, трастовые компании, дочерние, зависимые общества, банки, биржи, консалтинговые центры, акционерные инвестиционные фонды и др. Коммерческие организации, являясь субъектами финансового права, вступают в налоговые, кредитные и другие отношения.
В некоторых случаях они могут получать бюджетные ассигнования в режиме «нетто- бюджет» на довольно ограниченный круг затрат. Расходы таких организаций покрываются за счет собственных средств, что ставит их производственное и социальное развитие в прямую зависимость от конечных результатов деятельности. Поэтому коммерческие организации заинтересованы в их улучшении.
К этой же группе субъектов финансового права относятся банки и другие кредитные организации. Они обладают определенными контрольными полномочиями, так как, занимаясь непосредственно банковской деятельностью, осуществляют финансовый контроль в области валютных и кассовых операций.
В России банковская система, берущая начало в XVIII в., претерпела значительные изменения и к 1991—1992 гг. в ней стали выделять два уровня. Первый уровень представлен Банком России, второй — иными коммерческими банками и кредитными организациями, а также представительствами иностранных банков.
Выполняя роль особых субъектов — финансовых посредников, банки привлекают свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности одних субъектов, и предоставляют их на основе принципов кредитования во временное пользование другим.
Их важнейшей особенностью является функция образования платежных средств для наличного и безналичного денежных оборотов, снабжение ими хозяйственного оборота и изъятие таких средств из оборота. Помимо перечисленных полномочий банки могут осуществлять и валютные операции.
Кредитные организации — это юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности согласно специальному разрешению (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции. К ним относятся кредитные организации для выполнения функций расчетных центров, клиринговые учреждения. Кредитной организации (банку) запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Филиалы банков и кредитных организаций создаются для осуществления деятельности своих банков в различных регионах. Помимо перечисленных субъектов могут образовываться и осуществлять банковскую деятельность небанковские кредитные организации. Они имеют право осуществлять некоторые банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. Более того, они могут объединяться в банковские группы и банковские холдинги.
Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредит- ной организации (кредитных организаций).
Банковский холдинг представляет собой не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Помимо участников банковской системы РФ, выполняющих основные ее функции, в нее можно включить союзы и ассоциации, которые создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения информационных и профессиональных интересов.
Некоммерческие организации образуются для выполнения разнообразных функций. Согласно действующему законодательству они могут создаваться для достижения благотворительных, культурных, образовательных, социальных, научных, управленческих и других целей. Их система представлена различными формами: иностранными некоммерческими неправительственными организациями, фондами, государственными корпорациями, некоммерческими партнерствами, автономными некоммерческими организациями, объединениями юридических лиц (ассоциациями, союзами), учреждениями, общественными и религиозными объединениями и др.
Некоммерческие организации при всей их отдаленности от решения задач по осуществлению публичной финансовой деятельности между тем могут выступать стороной в финансовых отношениях: налоговых, кредитных и т.п.
При этом государство очень часто по отношению к ним использует методы косвенного, экономического воздействия, в том числе через налогообложение, уровень ставки того или иного налога, установление финансовых льгот, а иногда и путем выделения бюджетных ассигнований.
Среди некоммерческих организаций, не связанных с властными полномочиями, большую группу образуют бюджетные учреждения, которые создаются для осуществления разнообразных функций: культурных, образовательных, социальных, научных, удовлетворения духовных потребностей граждан, развития спорта и др. Они относятся к непроизводственной сфере, не участвуют в создании материальных благ и, следовательно, национального дохода. Это школы, вузы, театры, библиотеки, поликлиники, больницы, детские сады и т.п.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, обладающие властными полномочиями, занимают особое место среди субъектов финансового права. Это органы государственной власти федерального и регионального уровней и органы местного самоуправления (как представительные, так и исполнительные).
Как уже отмечалось ранее, все органы власти делят на две большие группы:
- органы общей компетенции
- 2) органы специальной компетенции.
К первой относятся органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие финансовую деятельность (финансовый контроль) наряду с выполнением своих функций и задач, для которых они созданы. Ко второй — органы, для которых финансовая деятельность, финансовый контроль являются основными.
Среди всех органов первой группы особым органом является высший представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации), состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Полномочия парламента в сфере финансов закрепляются не только Конституцией РФ, но и рядом других нормативных правовых актов. Так, БК РФ устанавливаются полномочия по организации и функционированию бюджетной системы РФ.
НК РФ, закрепляя основные начала в сфере налогообложения, оставляет приоритет за федеральным законодательством. Аналогичная картина наблюдается при анализе законодательной базы, регулирующей валютные отношения, отношения по государственному кредиту и др.
При парламенте РФ образована Счетная палата РФ, которая в силу ст. 101 Конституции РФ, а также Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Объектом ее контроля выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность и многое другое.
Свое место в системе субъектов финансового права занимают представительные и исполнительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они наделены различными финансовыми полномочиями. В первую очередь это касается ежегодного составления, рассмотрения проекта соответствующего бюджета и утверждения отчета о его исполнении. Правительство РФ в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об исполнении федерального бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы и др. Оно подотчетно Государственной Думе, поэтому ежегодно представляет ей отчеты о результатах своей деятельности, которые подлежат обязательному официальному опубликованию.
Как орган исполнительной власти, обладающий определенными финансовыми полномочиями, обращает на себя внимание Администрация Президента РФ и созданные в ней структурные подразделения.
Общей финансовой компетенцией в настоящее время наделено большинство органов исполнительной власти федерального уровня: министерства, службы, агентства.
Среди федеральных исполнительных органов, обладающих специаль- ной компетенцией, особо следует выделить Минфин России, правовой ста- тус которого определяется различными нормативными правовыми актами, в числе которых БК РФ, постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
Министерство финансов РФ — это федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти и осуществляет общее руководство финансами в стране.
Единая централизованная система органов Федерального казначейства создана в целях усиления контроля за поступлением, целевым и экономным расходованием средств федерального бюджета, управлением доходами и рас- ходами этого бюджета на его счетах. Осуществляя контроль, она исходит из принципа единства кассы.
Современная казначейская система исполнения федерального бюджета означает прохождение всех финансовых потоков через систему органов казначейства, что позволяет осуществлять непрерывный финансовый контроль со стороны государства. Закрепление за органами Федерального казначейства ряда полномочий, помимо БК РФ, Положения о федеральном казначействе, осуществляется и законами о федеральном бюджете на текущий год и плановый период. К тому же контрольная деятельность рассматриваемого органа строится и на основании плана Минфина России.
Федеральная налоговая служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:
- по надзору и контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,
- агента валютного контроля в пределах ее компетенции,
- по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей,
- по представлению государства в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам.
В своей деятельности ФНС России руководствуется НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным по- становлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506. Реализуя фискальную функцию государства, налоговые органы вправе прибегать к помощи других органов государственной власти, в том числе и правоохранительных.
Федеральная таможенная служба является самостоятельным органом исполнительной власти федерального уровня с разветвленной системой территориальных органов. Их главная цель — непосредственное осуществление таможенного дела, в том числе обеспечение поступлений таможенных платежей.
В своей деятельности таможенные органы руководствуются различными нормативными правовыми актами, в числе которых ратифицированные международные договоры, Таможенный кодекс Таможенного союза, НК РФ, КоАП РФ, Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном та- рифе», Закон о валютном регулировании и др.
Взимая таможенные пошлины, налоги и другие обязательные платежи в случаях, предусмотренных НК РФ, таможенные органы непосредственно участвуют в финансовом (налоговом) контроле, так как обладают полномочиями налоговых органов. К тому же в их компетенции можно выделить полномочия, связанные с осуществлением валютного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность на основании Положения. Она представляет собой федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий валютный контроль и контроль в финансово-бюджетной сфере.
Согласно действующему законодательству Росфиннадзор выполняет контрольные полномочия по двум направлениям:
- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности,
- за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства. В рамках своей компетенции осуществляет производство по делам о право- нарушениях и др.
К специальным финансово-кредитным органам относится Центральный банк РФ (Банк России). Согласно Конституции РФ (ст. 75) Банком России осуществляется денежная эмиссия, а также защита и обеспечение устойчивости рубля. Руководствуясь положениями БК РФ,
Законом о Банке России, Законом о банках и другими нормативными правовыми актами, он реализует свои финансовые и контрольные полномочия:
- разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику,
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение,
- организует систему их рефинансирования,
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации,
- устанавливает правила проведения банковских операций и др.
Граждане составляют последнюю группу в видовом многообразии субъектов финансового права. В финансовые правоотношения могут вступать не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства и бипатриды. Среди них в особую группу ученые объединяют граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это могут быть главы крестьянских (фермерских) хозяйств, частные нотариусы, лица, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, и др. В настоящее время рассматриваемые субъекты стали активными участниками финансовых отношений.
Это связано «с их активизацией в защите своих прав». Сегодня можно говорить об изменении содержания финансовой правосубъектности граждан, так как они помимо налоговых отношений могут вступать в правоотношения и по другим поводам. Например, в связи с участием в самообложении, в кредитах, страховании, при внесении добровольных взносов и пожертвований. Индивидуальные субъекты могут быть покупателями государственных и муниципальных ценных бумаг.
О содержании финансовой правоспособности (правах и обязанностях) физических лиц можно судить по нормам большого количества финансово-правовых актов. Так, например, Законом о банках закреплены: право на открытие счета (ст. 5), на процентные ставки по вкладам (ст. 29) и др., НК РФ — право на получение бесплатной информации о налогах и на использование налоговых льгот (ст. 21), на возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов (ст. 103), Законом о валютном регулировании — право осуществлять валютные операции без ограничения (если физическое лицо — резидент) с уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов (ст. 9) и др.
Законодатель на индивидуальных субъектов возлагает и обязанности. Так, например, в сфере кредитования гражданин обязан вернуть кредит (ст. 33 Закона о банках), в области налогообложения — платить законно установленные налоги, встать на учет в налоговом органе, выполнять за- конные требования контролирующих органов (ст. 23 НК РФ), уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счета (ст. 12 Закона о валютном регулировании).
Финансовая правоспособность граждан наступает сразу в полном объеме. Ограничение ее не допускается. Из этого следует, что в содержание правоспособности, помимо указанных, могут быть включены права, связанные с получением физическими лицами льгот.
История развития финансового законодательства указывает на предо- ставление льгот по демографическим признакам (например, инвалидам, детям-сиротам), с учетом общественно полезной деятельности (депутатам, сотрудникам полиции), с возникновением неблагоприятных обстоятельств (пострадавшим от радиоактивного облучения) и др. В настоящее время их стало гораздо меньше.
На важную сторону финансовой правосубъектности индивидуальных субъектов указывает Н. И. Химичева. Она обращает внимание на то, что физические лица имеют право на участие в финансовой деятельности государства и муниципальных образований, основанное на положениях Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 32 граждане Российской Федерации вправе управлять делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Кроме того, они могут быть избраны в органы государственной власти и местного самоуправления.
Согласно действующему законодательству на объем правосубъектности влияют различные факторы: возраст, состояние здоровья и принадлежность к российскому гражданству. При этом объем правосубъектности несовершеннолетних граждан России ýже объема правоспособности совершеннолетних.
Финансовая дееспособность во многом зависит от возраста. Возраст указывает на степень умственной зрелости. Современное законодательство, в основном гражданское, устанавливает различные степени дееспособности, имея в виду уровень интеллектуальной и волевой зрелости чело- века, его способности понимать свои действия и руководить ими.
Отсюда, финансовая дееспособность физического лица не всегда может являться неотъемлемым качеством, присущим ему на протяжении всей жизни. Так, у гражданина, признанного в судебном порядке недееспособным, утрачивается юридическая возможность реализовывать установленный круг прав и обязанностей до тех пор, пока не будет вынесено судом решение о ее воз- вращении.
Полностью дееспособным признается гражданин, достигший 18-летнего возраста. Для него устанавливаются санкции за нарушение правил поведения. Снижение возрастного критерия до 16 лет имеется в законодательстве о налогах и сборах, а также в финансовой сфере за правонарушения, установленные КоАП РФ.
К обстоятельствам, не влияющим на содержание правоспособности, можно отнести принадлежность к полу, расе, национальность, язык, происхождение человека, отношение к религии и др. Более того, в соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения прав граждан по этим признакам.
Однако если обратиться к сравнительному исследованию, то можно констатировать, что в некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, еще существуют ограничения прав по вероисповедальному признаку.
По поводу расы и национальности можно заметить, что в некоторых странах по этим признакам было преодолено различие в правоспособности только к концу XX в. В качестве примера можно привести США, где была преодолена сегрегационная идеология.
Важным фактическим обстоятельством для возникновения некоторых правоотношений является родство. Родством называется связь между лицами, происходящими от общего родоначальника.
Происхождение одного лица от другого составляет прямую линию (Linea rekta), происхождение же только от общего родоначальника — боковую линию (Linea obligua). Юридическое значение родства проявляется главным образом в браке и в праве наследования, поэтому институт детально разработан наукой семейного и наследственного права.
По утверждению В. А. Рясенцева, родство занимает одно из главных мест среди юридических фактов. Рассматриваемая особенность может влиять на финансовую правосубъектность физических лиц, например, в налоговых правоотношениях, так как НК РФ (ст. 20) определяются взаимозависимые лица, к числу которых относятся индивидуальные субъекты, состоящие в брачных отношениях, отношениях родства и свойства.
Аналогично на финансово-правовой статус влияет и семейное положение. Чего нельзя сказать о таком юридическом факте, как «свойство», используемое в семейных правоотношениях, с наличием (или отсутствием) которого финансово-правовая наука возникновение прав и обязанностей не связывает.
Если рассмотреть такой фактор, как имущественное положение физического лица, то можно с уверенностью сказать, что издревле в России учитывалось материальное состояние граждан. Разделяя всех граждан на сословия, каждое из которых одарялось особыми правами, законодательство царской России в XIX в. всех русских граждан делило на четыре сословия: дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Каждое сословие, в свою очередь, делилось на «подсословия».
Применительно к финансовым правоотношениям в настоящее время можно говорить лишь о том, что индивидуальный субъект, имея имущество на праве частной собственности, должен платить налог на имущество по установленной ставке. Сумма налога может меняться в зависимости от места проживания гражданина, так как органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, а также меняться налоговые ставки.
Определенный интерес для различных отраслевых наук, в том числе и для финансового права, представляют исторические факты, когда различные роды занятий, установленные звания на службе влияли на статус чело- века.
В качестве иллюстрации вспомним «служивых» людей, в отношении которых закреплялись дополнительные обязанности и права. На правовой статус оказывала влияние так называемая гражданская честь. «Не в том смысле, что честь предоставляет какие-либо права, — законодательство предполагает всех граждан одинаково честными, пока они не заявят себя иначе. А в том, что бесчестье лица влечет за собой известное ограничение в правах».
Выделялось официальное и фактическое бесчестие. Официальное наступало по определению суда или как последствие другого наказания за нарушение какого-либо закона, или как самостоятельное наказание. Значение фактического бесчестия определялось законодательством, но на- ступало без определения суда.
Анализируя современную практику, можно констатировать, что отголоски этого института действуют и сейчас. Например, когда человек привлекается в качестве свидетеля в производстве по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах. Ведь не ко всем участникам испытывается доверие в одинаковой мере.
Прекращение финансовой правосубъекности (дееспособности) индивидуальных субъектов законодателем связывается со смертью гражданина, а также с наличием таких юридических оснований, как признание его в судебном порядке недееспособным, умершим, безвестно отсутствующим.