Государственный и муниципальный государственный контроль

На федеральном уровне финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными контрольными органами.

Одно из важнейших прав законодательного органа в области финансового контроля — это право на создание собственного контрольного органа — Счетной палаты РФ. Необходимость создания Счетной палаты РФ предусмотрена на самом высшем уровне — ст. 101 Конституции РФ закрепляет, что в целях обеспечения надлежащего контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации Федеральным Собранием образуется Счетная палата РФ.

Непосредственно состав и порядок деятельности Счетной палаты РФ определяется Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного Закона Счетная палата РФ является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему.

Статья 5 данного Закона определяет следующие задачи Счетной палаты:

  • организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов,
  • аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации,
  • определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации,
  • анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции,
  • развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации,
  • оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пре- делах компетенции Счетной палаты,
  • определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ,
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях РФ,
  • обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

В рамках выполнения своих задач Счетная палата осуществляет следующие функции:

  • внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений,
  • экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ,
  • экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ,
  • внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта РФ в пределах компетенции, установленной БК РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ,
  • проведение проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета,
  • проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году,
  • подготовка предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации, а также вы- бор критериев и методов их оценки,
  • оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации,
  • оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально- экономического развития Российской Федерации,
  • проведение по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов,
  • экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, а также государственных программ РФ,
  • проведение аудита систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы,
  • проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля),
  • подготовка ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, их представление палатам Федерального Собрания и направление Председателю Правительства РФ аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период,
  • аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внеш- него долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета,
  • экспертиза международных договоров РФ, документов стратегического планирования РФ, в том числе государственных программ РФ, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты,
  •  по обращению федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита,
  •  проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля),
  • систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
  • взаимодействие с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств и их международными объединениями на двусторонней и многосторонней основе,
  •  взаимодействие с государственными контрольными, правоохранительными и иными органами, заключение с ними соглашений о сотрудничестве,
  • взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве,
  • внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты,
  • регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
  • обеспечение развития и функционирования информационной си- стемы в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами аудита (контроля),
  • иные функции в соответствии с федеральными законами. Счетная палата обладает следующими полномочиями:
  • осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности,
  • направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы,
  • получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики,
  • получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля),
  • запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля),
  • привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков,
  • осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности,
  • организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
  • оказывает контрольно-счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований,
  • анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки,
  •  осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и по- следующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах.

Внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов РФ (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления осуществляется Счетной палатой в пределах компетенции, установленной БК РФ и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации».

В отношении иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый аудит (контроль) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), до- говоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета.

В соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями Президента РФ и Правительства РФ Счетная палата проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия и в отношении иных организаций.

Требования инспекторов, иных сотрудников аппарата Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, а также для организаций и учреждений независимо от их подчиненности и формы собственности.

Регламентация деятельности Счетной палаты РФ по организации и проведению контрольных мероприятий осуществляется на основе стандартов деятельности, разрабатываемых с учетом положений международных стандартов для высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). К таким стандартам в настоящее время относятся следующие стандарты финансового контроля (СФК) и стандарты организации деятельности Счетной палаты РФ (СОД):

  • СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»,
  • СОД 17 «Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации»,
  • СОД 15 «Проведение Счетной палатой Российской Федерации совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации»,
  • СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств»,
  • СФК 201 «Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета»,
  • СФК 202 «Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов»,
  • СФК 203 «Последующий контроль исполнения федерального бюджета»,
  • СФК 4702 «Порядок организации и проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации»,
  • СОД 14 «Организация совместных и параллельных контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации с органами государственного финансового контроля зарубежных стран»,
  • СФК 103 «Проведение финансового аудита».
  • Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется специально созданным Контрольным управлением Президента РФ.

Контрольное управление Президента РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Основными задачами Управления являются:

  • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполни- тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ,
  • контроль за реализацией общенациональных проектов,
  • контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ,
  • контроль за реализацией ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента России и иных программных документов Президента России,
  • информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Основными функциями Управления являются:

  • организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю,
  • рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента РФ и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений,
  • осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ по поручению Президента РФ или Руководителя Администрации Президента РФ,
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ контроля за исполнением сметы Администрации Президента РФ,
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, а также осуществление методического руководства этой деятельностью,
  • участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений,
  • участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ,
  • изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер. В системе федеральных органов исполнительной власти образованы органы, наделенные специальной компетенцией в области финансового контроля.

Неоднозначно в литературе решен вопрос об отнесении Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России) к субъектам финансового контроля. Ряд авторов относит Минфин России к субъектам финансового контроля, например, при осуществлении общегосударственного финансового контроля, при осуществлении внутреннего финансового контроля за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также при организации финансового контроля, проверок и ревизий юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, и т.д. Необходимо отметить, что БК РФ не относит Минфин России к числу субъектов финансового контроля.

В Положении о Министерстве финансов Российской Федерации указывается, что Минфин России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Так, к числу полномочий Минфина России, закрепляемых Положением, относится государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

Вместе с тем Минфин России разрабатывает и утверждает порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства.

Требования к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля установлены соответствующим Положением и распространяются на деятельность федеральных органов исполнительной власти при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Кроме того, Минфин России осуществляет финансовый контроль деятельности подведомственных ему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, их филиалов и представительств.

Среди подведомственных Минфину России федеральных служб, осуществляющих финансовый контроль, в первую очередь следует выделить Федеральное казначейство (Казначейство России).

Роль Федерального казначейства в осуществлении финансового контроля возросла в связи с передачей ему функций по кассовому исполнению бюджета (ст. 215.1 БК РФ). Положение о Федеральном казначействе определяет его функции: по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями

средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования,
  • ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов,
  • открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов,
  • составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета,
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ,
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и др.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В целях реализации перечисленных полномочий Федеральное казначейство имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности,
  • давать разъяснения по вопросам в сфере бюджетной деятельности,
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок,
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства,
  • применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в бюджетной сфере, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Статья 269.1 БК РФ определяет полномочия Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля. К ним относятся:

  • контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями,
  • контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств,
  • контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) была создана в 2004 г. в целях усиления финансового контроля. Ее полномочия закреплены в Положении об этой службе.

Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджет- ной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внеш- нему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Он находится в ведении Минфина России.

Росфиннадзор обладает следующими полномочиями в сфере финансового контроля за использованием бюджетных средств всех трех уровней и средств государственных внебюджетных фондов:

  • осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности,
  • соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре,
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций,
  • осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право:

  • проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий,
  • проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка),
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств,
  • заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности,
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов,
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы,
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций,
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Полномочиями по осуществлению налогового контроля наделена Федеральная налоговая служба (ФНС России), действующая на основании соответствующего Положения о ней. Служба находится в ведении Минфина России.

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Таким образом, ФНС России осуществляет финансовый контроль в трех сферах: налоговый контроль, валютный контроль и контроль за производством и оборотом табачной продукции.

Кроме того, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Однако данные полномочия не связаны непосредственно с осуществлением финансового контроля.

ФНС России наделена следующими полномочиями в установленной сфере деятельности. Служба осуществляет контроль и надзор:

  • за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
  • проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями,
  • соблюдением требований к контрольно‑кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения,
  • полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей,
  • проведением лотерей, в том числе за целевым использованием вы- ручки от проведения лотерей.

ФНС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности,
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности,
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности,
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций,
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов,
  • применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ,
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности. Права и обязанности налоговых органов регламентируются также нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК РФ и Законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

Отмывание денег и финансирование терроризма — проблемы глобального масштаба, которые не только угрожают международной безопасности, но и отрицательно влияют на стабильность, целостность, прозрачность и эффективность финансовых систем, подрывают экономическое благосостояние и препятствуют экономическому развитию.

В связи с этим в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Статья 8 данного Федерального закона определяет компетенцию уполномоченного органа. Таким уполномоченным органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент России.

За Росфинмониторингом закреплены следующие полномочия:

  • осуществление контроля за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства РФ в этой сфере,
  • осуществление сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ,
  • проверка информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение в установленном порядке дополнительной информации об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций,
  • выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма,
  • осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом,
  • получение, в том числе по запросам, от федеральных органов гос дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и ЦБ РФ информации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации o частной жизни граждан,
  • издание в соответствии с законодательством РФ постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом,
  • направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставление информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами,
  • осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности. Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:
  • привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе,
  • запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности,
  • проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля,
  • вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и при- влекать их в установленном порядке к административной ответственности,
  • разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий,
  • принимать предусмотренные законодательством РФ меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности,
  • пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности.

Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ФТС России) (функции агента валютного контроля).

Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности.

Организация банковского контроля (или банковского надзора) нашла свое законодательное закрепление в Законе о Банке России и Законе о банках. Согласно ст. 56 Закона о Банке России ЦБ РФ является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

С 1 сентября 2013 г. на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков, в связи с чем Банку России от Федеральной службы по финансовым рынкам переданы полномочия по контролю и надзору в данной сфере.

В соответствии с новыми положениями Банк России:

  • разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ (во взаимодействии с Правительством РФ),
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе,
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и др.),
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах,
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах,
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком,
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.

Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, ведомства.

Ведомственный финансовый контроль организуется в целях выявления, устранения и предупреждения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности распорядителей (получателей) бюджетных средств, подведомственных конкретному министерству или ведомству, — объектов финансового контроля.

Финансовый контроль, осуществляемый министерствами и ведомствами, является составной частью государственного финансового контроля, требования к деятельности по осуществлению которого утверждены приказом Минфина России от 25.12.2008 № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля». Кроме того, могут быть установлены особенности проведения финансового контроля в том или ином ведомстве.

В связи с реформой бюджетных учреждений важное значение приобретает установление порядка осуществления финансового контроля за деятельностью казенных и бюджетных учреждений, подведомственных тому или иному органу государственной власти.

Финансовый контроль на уровне субъектов РФ осуществляется органами законодательной власти субъектов Федерации, контрольно-счетными органами субъектов РФ, органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Нормативно-правовую базу данного вида контроля составляют БК РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области финансового контроля.

Финансовый контроль на уровне муниципальных образований осуществляется органами представительной власти муниципальных образований, контрольно-счетными органами муниципальных образований, местными администрациями муниципальных образований, в том числе специально созданными органами местных администраций.

Нормативно-правовую базу данного вида контроля составляют БК РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативные правовые акты муниципальных образований в области финансового контроля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: