Государственные доходы: понятия и классификация

Совершенствование правовых механизмов, направленных на формирование публичных денежных фондов, является одним из основных направлений бюджетной политики государства, реализация которого возможна только при условии детального изучения правовой природы государственных доходов.

На современном этапе развития финансово-правовой доктрины тер- мин «государственные доходы» применяется при обозначении финансовых ресурсов, включающих не только средства бюджетов бюджетной системы РФ. Следует отметить, что использование этого термина в отношении денежных средств, поступивших в публичные фонды, сформированные как в рамках бюджетной системы, так и за ее пределами, обусловлено исторически сложившимся пониманием терминов «государственное» и «публичное», выразившимся в их отождествлении.

Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через раз- личные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства в целях создания финансовой базы, необходимой для реализации целей и задач, стоящих перед государством.

Центральное место в рамках института государственных доходов занимают доходы публичных фондов, созданных в рамках бюджетной системы, т.е. доходы бюджетов. Согласно ст. 6 БК РФ доходы бюджета — это по- ступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Следует отметить, что в ряде случаев государство сознательно отказывается от получения доходных источников в пользу частных субъектов. Изложенное связано прежде всего с передачей некоторых государственных полномочий частным субъектам, негосударственным организациям, которые переводятся на самофинансирование за счет денежных средств, собираемых для целей выполнения этих публичных функций.

Например, публично-правовые функции в определенных сферах экономической деятельности переданы саморегулируемым организациям. Формирование компенсационных фондов указанных организаций обусловлено осуществлением деятельности, имеющей публичное значение в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций.

Действующим законодательством закреплен механизм формирования фондов государственных корпораций. Например, согласно Федеральному закону от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» средства фонда Агентства по страхованию вкладов формируются и используются в целях финансирования вы- плат возмещения по вкладам физических лиц.

Видовое многообразие доходов предполагает их классификацию по раз- личным основаниям.

Классификация доходов имеет важное практическое значение с точки зрения выявления особенностей их правового регулирования в целях совершенствования механизмов формирования доходной базы бюджетов.

Одна из первых научно обоснованных классификаций доходов была предложена И. И. Янжулом, который подразделял их на две большие группы:

  • частноправовые,
  • общественно-правовые.

К первой группе относятся такие доходы, которые получаются государством в силу свободного акта со стороны подданных в силу одностороннего или двустороннего договора (дар, добровольные пожертвования государству со стороны подданных, государственное имущество и промыслы, а также некоторые пошлины, лишенные принудительного характера).

Ко второй группе — общественно-правовым доходам — относятся те, которые собираются государством с подданных в силу принудительного акта с его стороны (регалии, пошлины, налоги).

В соответствии с Законом СССР от 30.10.1959 «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик» в доходы государственного бюджета включались следующие виды доходов:

  • часть доходов предприятий и хозяйственных организаций в виде налога с оборота и отчислений от прибылей,
  • подоходный налог с колхозов, предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций,
  • налог с населения,
  • другие доходы, часть из которых в полной мере соответствовала понятию «государственные регалии» (доходы, связанные с предоставлением государством монопольных услуг, и ряд других).

На современном этапе развития финансового законодательства государственные доходы в зависимости от правовой природы публичных денежных фондов, в которые они поступают, делятся на две категории:

  • государственные доходы, направленные на формирование публичных фондов, созданных в рамках бюджетной системы (бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов),
  • государственные доходы, направленные на формирование публичных фондов, сформированных за рамками бюджетной системы (например, фонды саморегулируемых организаций, фонды государственных корпораций).

В свою очередь, государственные доходы, поступившие в бюджетную систему можно классифицировать по следующим основаниям:

  • исходя из структуры бюджетной системы,
  • по юридической форме,
  • по направлениям использования,
  • в зависимости от установленного БК РФ режима правового регулирования,
  • с учетом особенностей правового регулирования государственных доходов и порядка их извлечения.

1. Исходя из структуры бюджетной системы РФ выделяют следующие виды доходов:

  • доходы федерального бюджета,
  • доходы бюджетов субъектов РФ,
  • доходы местных бюджетов.

Как правило, по своей правовой природе доходы, подлежащие зачислению в бюджеты разных уровней бюджетной системы, не различаются. Вместе с тем можно выделить виды доходов, подлежащих зачислению исключительно в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Например, средства самообложения граждан являются исключительно источником формирования местных бюджетов, а прибыль ЦБ РФ учитывается в доходах федерального бюджета.

2. По юридической форме законодатель делит доходы на три категории:

  • налоговые,
  • неналоговые,
  • безвозмездные (безвозвратные) поступления.

Указанное деление доходов на группы является основой бюджетной классификации доходов, используемой для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов при их составлении и исполнении.

Вместе с тем предложенное законодателем деление доходов имеет следующие серьезные недостатки: во-первых, не позволяет отражать доходы, получаемые государством в натуральной форме (например, при применении специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции), во-вторых, включение законодателем платежей, являющихся доходами бюджетов, в указанные в ст. 41 БК РФ группы не всегда соответствует их правовой природе, что противоречит конституционным пред- писаниям о законности установления обязательных к уплате платежей.

Так, например отнесение некоторых платежей (платежи за предоставление информации, сведений, документов органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, налоговыми органами, совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель и др.) к категории неналоговых доходов бюджета противоречит не только предписаниям ст. 57 Конституции РФ о законности установления налогов и сборов, но также может вызвать противоречия при разрешении вопроса о налогообложении указанных доходов, полученных государственными органами от оказания платных услуг.

3. В зависимости от направлений использования можно выделить следующие виды доходов:

  • доходы, имеющие целевое назначение (межбюджетные субсидии, субвенции, добровольные взносы, пожертвования, средства самообложения граждан, нефтегазовые доходы федерального бюджета),
  • доходы, используемые на общие цели и не увязанные с определенными расходами бюджетов (налоговые доходы, а также отдельные виды неналоговых доходов: доходы от платных услуг, от сдачи имущества в аренду и др.). За основу указанного деления доходов на группы приняты положения ст. 35 БК РФ, согласно которым по общему правилу доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами, а также нормы гл. 13.2 БК РФ, закрепляющие цели использования нефтегазовых доходов.

Названное основание для классификации доходов имеет важное практическое значение с точки зрения возможности для публично-правовых образований определять основные направления использования бюджетных средств. Так, не имеющие целевого назначения доходы могут самостоятельно распределяться органами государственной власти (органами местного самоуправления) на решение задач социально-экономической сферы.

Например, учитывая нецелевой характер зачисляемых в бюджеты бюджетной системы дотаций, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал не соответствующим бюджетному законодательству РФ решение представительного органа муниципального района, в соответствии с которым был уменьшен размер дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения ввиду неисполнения последним обязательств, переданных от муниципального района.

4. В зависимости от установленного БК РФ режима правового регулирования можно выделить следующие группы доходов:

  • государственные доходы, подпадающие под общий режим регулирования, предусмотренный БК РФ, основой которого являются положения ст. 218 БК РФ об исполнении бюджетов по доходам (налоги, сборы, пени, штрафы за нарушение налогового законодательства, платежи гражданско-правового характера, относящиеся законодателем к неналоговым доходам, а также безвозмездные перечисления за исключением межбюджетных трансфертов),
  • государственные доходы, подпадающие под режим регулирования, предусмотренный для межбюджетных трансфертов (межбюджетные дотации, субсидии, субвенции),
  • государственные доходы, относящиеся к категории нефтегазовых до- ходов федерального бюджета,
  • государственные доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов.

5. С учетом особенностей правового регулирования государственных доходов и порядка их извлечения можно выделить три группы доходов бюджета:

  • собственные доходы — это доходы, полученные государством от приносящей доход деятельности, от продажи имущества, составляющего казну публично-правового образования,
  • заемные средства, поступающие в бюджет в рамках долговых обязательств в порядке, установленном бюджетным законодательством,
  • государственные доходы, изъятие которых обеспечивается государственным принуждением.

Следует отметить, что доходы, относящиеся к первой и второй группам в представленной классификации, «государство получает посредством отношений, которые с экономической точки зрения являются товарно-денежными, а с правовой — гражданско-правовыми». К третьей категории доходов относятся налоги и сборы, штрафы, конфискации и иные принудительно взимаемые платежи, механизм взыскания которых закреплен как в рамках НК РФ, так и в иных отраслевых законодательных актах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: