Личные подсобные хозяйства граждан традиционно пользовались различными мерами поддержки, как со стороны государства, так и со стороны прежних колхозов и совхозов.
В Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. . № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ст. 3) личные подсобные хозяйства отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям именно с той целью, чтобы на них распространялись меры государственной поддержки, оказываемые сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам.
Однако впервые такое «приравнивание» ЛПХ к сельскохозяйственным товаропроизводителям в плане оказания им государственной поддержки за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований было закреплено именно в Законе «О личном подсобном хозяйстве».
Закон определяет направления государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. К ним относятся:
формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности ЛПХ, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
стимулирование развития ЛПХ путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий,
проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных,
ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.
Значительное внимание личным подсобным хозяйствам уделяется в Приоритетном национальном проекте (далее – ПНП) «Развитие АПК», в котором стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе выделено в качестве одного из его (проекта) основных направлений.
Ведь самой распространенной, самой массовой «малой формой» хозяйствования является именно ЛПХ.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются граждане, ведущие ЛПХ, как, впрочем, и фермеры, и сельскохозяйственные организации, это недостаток собственных финансовых средств на расширенное воспроизводство сельхозпродукции.
Поэтому Приоритетный национальный проект и Закон от 29 декабря 2006 г. рассматривают обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе и граждан, ведущих ЛПХ) как одну из основных мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции.
При этом субъекты Российской Федерации за счет средств, выделяемых им из федерального бюджета, будут субсидировать гражданам, ведущим ЛПХ, часть затрат на уплату процентов по займам (кредитам), полученным в российских кредитных организациях.
Размер этой субсидии будет составлять не менее чем девяносто пять процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Кредитование граждан, ведущих ЛПХ, осуществляет Сберегательный банк РФ и некоторые другие банки. Однако одним из основных участников реализации ПНП «Развитие АПК» является ОАО «Россельхозбанк». В зависимости от целей использования денежных средств кредиты могут быть краткосрочными (на срок до двух лет) и среднесрочными (на срок от двух до пяти лет).
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г., конкретизируются цели предоставления кредита гражданам, ведущим ЛПХ.
Так, кредиты на срок до 2 лет предоставляются на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей на одно хозяйство.
Среднесрочные кредиты на срок до 5 лет могут использоваться гражданами, ведущими ЛПХ, на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с., грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство.
Государственная поддержка личных подсобных хозяйств путем предоставления гражданам доступных и относительно дешевых кредитов в таком масштабе осуществляется в нашей стране впервые. Это позволит повысить товарность производства сельскохозяйственной продукции в таких хозяйствах, приведет к росту уровня жизни и доходов сельского населения.